АВИА ИМАДЖЕС

СПОРТИВНАЯ АВИАЦИЯ РОССИИ

АВИА ПРЕСС ФОТО

АВИАЦИОННАЯ ФОТОГРАФИЯ | PRESS PHOTOGRAPHY AGENCY | АЛЕКСАНДР СЕРЁГИН

Реактивные двигатели Архипа Люльки | АвиаПорт.Дайджест


[image]

115 лет назад, 23 марта 1908 года, родился выдающийся советский ученый и конструктор в области авиационного двигателестроения, создатель уникальной конструкторской школы реактивных двигателей для боевых самолетов Архип Михайлович Люлька. Двигатели марки «АЛ» производятся тысячами штук и стоят на вооружении ВВС России и армий десятков стран мира, до сих пор оставаясь непревзойденными по характеристикам в своем классе. Уникальные возможности двигателей «АЛ» демонстрируют на авиасалонах МАКС летчики, выполняющие сложнейший пилотаж на опытных и строевых самолетах фронтовой авиации.

После окончания в 1931 году Киевского политехнического института, Архип Люлька работал в Харькове в НИИ промышленной энергетики и на турбинном заводе, а в 1933 году пришел на кафедру авиадвигателей Харьковского авиационного института. В 1937 году он начал разработку реактивного газотурбинного двигателя для истребителя ХАИ-2. Расчеты показали, что самолет сможет развивать скорость до 900 км/ч, однако идея опередила технические возможности того времени. Ученый совет направил материалы проекта в Москву, где он получил высокую оценку экспертной комиссии Наркомата обороны.

А. Люлька и его группа получили возможность работать над проектом на Кировском заводе в Ленинграде. К 1940 году они разработали турбореактивный двигатель РД-1 с тягой 400-500 кгс, однако с началом войны работы остановились: чертежи, расчеты и изготовленную на 70 % матчасть двигателя пришлось спрятать на Кировском заводе. Сама группа эвакуировалась в Челябинск, где работала над созданием танковых двигателей. Появление в 1942 году реактивных истребителей Messerschmitt Me.262, летавших со скоростью 860 км/ч, заставило срочно возобновить работы по РД-1. В конце 1942 года А. Люлька вернулся в блокадный Ленинград за технической документацией и узлами двигателя, которые удалось вывезти по «Дороге жизни» через Ладожское озеро.

В октябре 1943 года коллектив А. Люльки перешел в Центральный институт авиационного моторостроения, где конструктор возглавил лабораторию по разработке реактивных двигателей. Создание отечественного турбореактивного двигателя (ТРД) стало едва ли не главным вопросом развития авиации в те годы. 30 марта 1946 года сформировано ОКБ-165 под руководством А. Люльки, в котором на основе расчетов и чертежей РД-1 вскоре был создан летный вариант двигателя ТР-1 с тягой 1350 кгс. В 1950 году построен двигатель с тягой 5030 кгс, получивший обозначение АЛ-5: по решению правительства с этих пор двигатели, разработанные в ОКБ, получали аббревиатуру «АЛ» в честь главного конструктора. Следом состоялись разработка двигателя АЛ-7 и его модификаций АЛ-7Ф/АЛ-7Ф-1/АЛ-7Ф-2, принесших ОКБ мировую известность и признание. Ими оснащались самолеты Су-7Б, Су-9, Су-11, Ту-128 и Бе-10. В период 1965-1972 годов в ОКБ-165 создан ТРД третьего поколения АЛ-21Ф, который устанавливался на самолеты Су-24, Су-17М и МиГ-23Б.

В 1973 году ОКБ Люльки приступило к созданию двигателя четвертого поколения АЛ-31Ф для фронтового истребителя Су-27. При его разработке использована схема двухконтурного ТРД со смешением потоков — авторское свидетельство на эту идею А. Люлька получил еще в 1941 году. Фактически 82 года назад им был предложен принцип и схема устройства двигателя, по которой и сегодня строится абсолютное большинство ТРД в мире. Первый АЛ-31Ф был собран 16 мая 1981 года, а уже в середине 1982 года Су-27 с двумя двигателями АЛ-31Ф с общей тягой 25 000 кгс впервые поднялся в небо в Комсомольске-на-Амуре. Все параметры АЛ-31Ф были запредельными: критические рабочие температуры, максимально возможная степень сжатия воздуха компрессором, высочайшие скорости вращения турбины. На этом достоинства двигателя не исчерпывались: у него большой ресурс, он прост и удобен в ремонте, модульная конструкция позволяет в 85 % случаев выполнять ремонт в полевых условиях на аэродроме. Двигатели АЛ-31Ф и его модификации устанавливаются на Су-27 и его модификации, на истребители Су-30 и Су-33, на бомбардировщики Су-34. АЛ-31Ф стал базовым двигателем для фронтовой авиации, и до сих пор по праву остается одним из лучших в мире двигателей в своем классе.

Научные и конструкторские интересы А. Люльки не ограничивались авиацией. В 1959-1975 годах под его руководством для лунного ракетно-космического комплекса Н-1 создан жидкостный ракетный двигатель Д-57 с тягой 40 тс и его модификация с выдвижным соплом Д-57М на криогенных компонентах — жидком кислороде и жидком водороде. В 1981 году начата разработка малоразмерных двигателей для привода насосов гидросистем в рамках проекта «Энергия-Буран».

В 1950-1960 годы А. Люлька совмещал конструкторскую и преподавательскую деятельность, являясь профессором кафедры специальных двигателей в МАИ. В 1967-1984 годах он возглавлял Комиссию по газовым турбинам при Академии наук СССР, немало способствуя развитию отечественной газовой энергетики.

После смерти Архипа Михайловича в 1984 году его имя было присвоено предприятию, которое он возглавлял с 1946 года. Уникальная школа, созданная Архипом Люлькой, оказалась жизнеспособной и в условиях кризиса 1990-х, когда ОКБ фактически лишилось поддержки государства. В эти годы коллектив занимался разработкой и изготовлением наземных энергетических установок в интересах «Газпрома»: в 1996 году прошли испытания стационарный АЛ-31СТ для перекачки газа по магистральным трубопроводам, а в 1998 году на его основе создан газотурбинный привод АП-31СТЭ для электрогенераторов электростанций мощностью от 12 до 20 мегаватт.

В 2004 году ОКБ им. А. Люльки — филиал «ОДК-УМПО» — начало разработку двигателя АЛ-41Ф-1 первого этапа программы создания истребителя 5 поколения Су-57. Двигатель запущен в серийное производство в октябре 2018 года. В свою очередь, для истребителя типа Су-35 поколения 4++ создан глубоко модернизированный двигатель АЛ-41Ф-1С с форсажной камерой, плазменной системой зажигания и всеракурсно управляемым вектором тяги.

Двигатели семейств АЛ-31Ф и АЛ-41Ф имеют стратегическое значение для отечественного авиапрома и традиционно остаются в центре внимания специалистов на авиасалонах МАКС. В различные годы они демонстрировались в виде моделей, полноразмерных макетов и фрагментов перспективных модификаций в экспозиции «Объединенной двигателестроительной корпорации» (ОДК), а также в качестве стоящих на вооружении серийных образцов в составе силовых установок сверхманевренных самолетов, выступающих в летной программе МАКС. Кроме того, в разные годы ОДК продвигала на салоне программы военно-технического сотрудничества. На МАКС-2021 кульминацией летной программы стали полеты истребителей Су-57 с двигателями первого этапа АЛ-41Ф-1, выступления пилотажной группы «Русские Витязи» на Су-30СМ с серийными АЛ-31ФП и Су-35 с АЛ-41Ф-1С.

Вспоминаем легендарного конструктора Архипа Михайловича Люльку и ждем новые показательные полеты сверхманевренных самолетов с двигателями «АЛ» на МАКС-2023!



Авторские права на данный материал принадлежат компании «АО «Авиасалон»».
Цель включения данного материала в дайджест — сбор
максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по
авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и
качество данного материала.



Source link

Прокрутить вверх