АВИА ИМАДЖЕС

СПОРТИВНАЯ АВИАЦИЯ РОССИИ

АВИА ПРЕСС ФОТО

АВИАЦИОННАЯ ФОТОГРАФИЯ | PRESS PHOTOGRAPHY AGENCY | АЛЕКСАНДР СЕРЁГИН

Патриарх отечественного двигателестроения | АвиаПорт.Дайджест


[image]

Сегодня исполняется 115 лет со дня рождения выдающегося ученого и конструктора авиационных двигателей Архипа Михайловича Люльки. Именно он впервые в отечественном авиастроении предложил и доказал идею создания турбореактивного двигателя. Именно под его руководством создавались передовые для своего времени реактивные двигатели: РТД-1, рассчитанный на скорость самолета до 900 км/ч, семейство двигателей АЛ-7, которые в 1950-е-1960-е годы считались одними из лучших в мире, наконец, получивший всемирное признание АЛ-31Ф со всеми модификациями.

Архип Михайлович Люлька происходил из многодетной крестьянской семьи. Еще ребенком он осиротел, и начало его жизни предвещало мало хорошего, но тяга к техническим наукам, а главное, целеустремленность и настойчивость позволили совершить, казалось бы, невозможное. Семилетка, профессионально-техническая школа, Киевский политехнический институт — таково было начало профессионального становления будущего ученого. Уже через два года после окончания вуза, в 1933 году, Архип Люлька уже работает в Харьковском авиационном институте, трудится над созданием авиационной паротурбинной установки и читает студентам лекции по термодинамике.

Здесь же несколько лет спустя авиаконструктор начал работу над проектом реактивного турбодвигателя с центробежным компрессором — РТД-1. Перспективная работа молодого ученого была представлена в Наркомат авиационной промышленности, получила положительные отзывы и была рекомендована к дальнейшей разработке. В 1939 году группа инженеров ХАИ во главе с Архипом Люлькой приступила к реализации этого проекта в Ленинграде, на Кировском заводе, где имелась необходимая производственная база. К маю 1941 года стендовый вариант РТД-1 был изготовлен в металле на 75%. Начавшаяся Великая Отечественная война вынудила отложить эту работу, и Архипу Михайловичу пришлось какое-то время заниматься танковыми двигателями в Челябинске, куда он, как и другие специалисты Кировского завода, был эвакуирован. Впрочем, молодой авиаконструктор ненадолго был оторван от своих любимых авиадвигателей. Уже в 1942 году работа его конструкторской группы возобновилась, для чего ему пришлось даже побывать в блокадном Ленинграде: здесь, на Кировском заводе, были спрятаны необходимые чертежи.

Результатом работы стало появление первого отечественного ТРД — турбореактивного двигателя С-18, который с успехом прошел стендовые испытания. За свой труд ученый был удостоен своей первой из множества высших государственных наград — ордена Трудового Красного Знамени. Тогда же, в 1945 году, было принято решение о постройке полетного варианта С-18 — двигателя ТР-1. Еще через год Архип Люлька возглавил новое ОКБ-165, которое занималось разработкой и созданием отечественных турбореактивных двигателей.

Реактивные двигатели, созданные в КБ под началом Архипа Михайловича, устанавливались на самолеты лучших отечественных авиаконструкторов: Сухого, Туполева, Ильюшина, Бериева, Микояна, Лавочкина — и помогали достигать новых высот в прямом и переносном значениях и устанавливать новые рекорды. Например, самолет Су-7 с двигателем семейства АЛ-7 — АЛ-7Ф впервые в стране показал скорость 2070 км/ч. Такой же двигатель помог заслуженному летчику-испытателю Владимиру Ильюшину установить в 1959 году на Су-9 еще один рекорд, на этот раз мировой, высоты полета — 28 852 м.

На самолете М-10М (Бе-10) с двигателями АЛ-7 в морском исполнении летчики Николай Андриевский и Николай Бурьянов установили 12 мировых рекордов по скорости, высоте и грузоподъемности.

Но вершиной конструкторского гения Архипа Михайловича можно считать двухконтурный двигатель АЛ-31Ф, отличающийся высокими удельными параметрами и газодинамическими характеристиками. Такая схема двигателя была представлена им еще в далеком 1941 году. По прошествии нескольких десятилетий, в середине 1970-х, Архип Люлька вернулся к своей первоначальной задумке и приступил к созданию этого уникального двигателя. Сейчас по схеме двухконтурного ТРД со смешением потоков делается подавляющее большинство турбореактивных двигателей в мире. Этот двигатель устанавливается на самые разные истребители компании «Сухой»: Су-27 и его модификации. Например, в 1989 году на Парижском авиасалоне наш Су-27, оснащенный двигателями АЛ-31Ф, продемонстрировал новую фигуру высшего пилотажа — «Кобру Пугачева», произведшую сенсацию и доказавшую превосходство отечественной авиа- и двигателестроительной школы.

К сожалению, сам Архип Михайлович не дожил до этого дня: выдающегося конструктора, создателя первого отечественного турбореактивного двигателя, не стало 1 июня 1984 года. Но дело выдающегося конструктора продолжается, и сегодняшние специалисты Объединенной двигателестроительной корпорации, опираясь на опыт и достижения своего великого предшественника, создают новые и совершенствуют уже имеющиеся авиадвигатели, применяя новейшие технические достижения. В свое время сам ученый так охарактеризовал разработанные им двигатели: «Прошло много лет с начала работ над турбореактивными двигателями в Советском Союзе, а я и сейчас не вижу предела их возможностей. В ближайшие годы нам предстоит решить ряд очень интересных и сложных задач по созданию новых поколений двигателей. И то, что они будут решены, у меня нет никаких сомнений. Ведь был же когда-то решен основной вопрос развития нашей авиации — создание отечественного турбореактивного двигателя!» Эти слова, сказанные в далеком 1978 году, остаются актуальными и сейчас.



Авторские права на данный материал принадлежат компании «Госкорпорация Ростех».
Цель включения данного материала в дайджест — сбор
максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по
авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и
качество данного материала.



Source link

Прокрутить вверх