9 марта 2023 г., AEX.RU – Апелляционная коллегия Верховного суда (ВС) РФ признала законным отказ в иске центру метеорологического обслуживания авиации, который пытался доказать необходимость брать с пилотов, работающих в глухой провинции, плату за метеосводку. Об этом сообщает РАПСИ.
ФГБУ «Авиаметтелком Росгидромета» обратилось в ВС с административным иском об оспаривании пункта 2.3.1 приказа Минтранса №241, в котором перечислены правила формирования тарифов и сборов за аэронавигационное обслуживание воздушных судов, запрещающих брать плату за прогноз погоды при отсутствии диспетчера.
Административный истец указал, что по закону, аэронавигационный сбор состоит из двух частей: платы за работу диспетчера и платы за метеоданные − отсюда и положение, не предусматривающее плату за что-то одно, при отсутствии второй составляющей.
«Бывают ситуации, когда пользователь может не пользоваться диспетчерским обслуживанием, например, взлетая с опушки леса. Но метеоинформация в любом случае должна находиться на борту − отдельный «метеосбор» не взимается и информацию о погоде приходится предоставлять безвозмездно», — заявил представитель истца Дмитрий Степин.
По его словам, речь о больших деньгах за взлёт-посадку не идёт: маленькие воздушные суда платят не больше 2 тысяч рублей за один полёт. Обычно такая информация передается на предполётном брифинге, но, если его нет — пилот просто вбивает свой логин и пароль в интернет-сервис и через GAMET (зональный прогноз погоды по району − прим. ред.) бесплатно узнаёт актуальные данные о погоде.
Такая практика закону не противоречит, но Минтранс должен урегулировать этот вопрос, считают в ФГБУ «Авиаметтелком Росгидромета». По словам их представителя, ожидается, что через год данная услуга станет государственной и её регулирование будет уже совершенно другим. Экономическая ситуация в Метеотелекоме подталкивает их к подобным искам и определенной прижимистости, даже если речь идёт о небольших доходах.
В ходе судебного заседания представитель Минтранса Дмитрий Коновалов констатировал снижение количества полётов за последний год, отдельно отметив сокращение числа полётов малой авиации. Экономическая ситуация в отрасли также оставляет желать лучшего, но при этом выплаты за аэронавигационный сбор остаются на уровне.
Министерство считает нулевую плату за метеоданные при взлёте и посадке в отдаленных регионах не правовой лакуной, а положением, не допускающим неосновательного обогащения. Если нет диспетчера — мобильной связи чаще всего в таком месте тоже нет и не ясно, за что с авиации хотят брать деньги.
«Также стоит отметить, что ФАС устанавливает ставки сборов и, поэтому общий доход вашей организации никак не изменится. Раньше этим занималось правительство, и величина напрямую от количества взлётов и посадок не зависит», — указал Коновалов.
Минюст в своей позиции не стал напрямую отвечать на вопрос о том, согласен ли он с требованиями истца, но уточнил, что готов рассмотреть изменения в законе, если суд сочтет их необходимыми.