АВИА ИМАДЖЕС

СПОРТИВНАЯ АВИАЦИЯ РОССИИ

АВИА ПРЕСС ФОТО

АВИАЦИОННАЯ ФОТОГРАФИЯ | PRESS PHOTOGRAPHY AGENCY | АЛЕКСАНДР СЕРЁГИН

В Самарском университете им. Королева разработан малоразмерный поршневой двигатель для беспилотников


[image]

Группой сотрудников кафедры «Теплотехника и тепловые двигатели» Самарского университета им. Королева (вуза-участника национального проекта «Наука и университеты») под руководством доцента Михаила Орлова, в составе Алексея Горшкалева, Виктора Урлапкина и Сергея Корнеева разработан проект авиационного поршневого двигателя мощностью 5 л.с. для беспилотных летательных аппаратов (БПЛА). В нем использованы проверенные временем, простые, но эффективные решения.

«Наша разработка, прежде всего, отвечает требованиям к двигателю для беспилотника. Простой по конструкции и приспособленный к крупносерийному производству. Легкий, обладающий высокой литровой мощностью и недорогой. Надежный в эксплуатации и устойчивый к внешним электромагнитным воздействиям. В то же время мы предусмотрели высокую ремонтопригодность конструкции и возможность значительного увеличения ресурса, что позволит предложить рынку модификации для наземной бензотехники», — рассказал Михаил Орлов.

Он пояснил, что в диапазоне мощностей от 5 до 50 л.с. двухтактный поршневой двигатель эффективнее четырехтактного и превосходит его по массогабаритным характеристикам. Карбюраторная система питания на двигателе БПЛА предпочтительнее современной системы впрыска топлива, так как более устойчива к внешним электромагнитным воздействиям. Стальная гильза в сочетании с алюминиевым блоком цилиндров — это, с одной стороны, экономия массы, а с другой — ремонтопригодность и упрощение технологии изготовления ключевых комплектующих, определяющих базовые характеристики двигателя.

Теперь разработку Самарского университета им. Королева необходимо воплотить в металле, чтобы выполнить программу испытаний и доводку, а затем запустить в производство на одном из самарских предприятий. Для этого разработчикам необходим индустриальный партнер, поиск которого сейчас ведется.

«Работы по созданию малоразмерных авиационных поршневых двигателей с диапазоне мощностей от 5 до 50 л.с. сегодня актуальны, как никогда. Конструкторы знают: проектирование летательного аппарата начинается с выбора подходящего двигателя. Но для российских разработчиков БПЛА импортные двигатели этого класса сейчас недоступны либо из-за «заоблачных» цен, либо по причине прекращения поставок в страну. Что касается российских разработок, то в этой нише их сейчас практически нет», — отметил Михаил Орлов.

Руководитель коллектива разработчиков подчеркнул, что на основе базового одноцилиндрового двигателя мощностью в 5 л.с. может быть оперативно создана линейка многоцилиндровых авиадвигателей разной мощности и схем: рядные, оппозитные, V-образные, звездообразные с числом цилиндров от двух до пяти. А увеличив ресурс двигателей за счет дефорсирования, можно при минимуме затрат конвертировать авиационные модификации для легкой мототехники и бытовой бензотехники — мотокультиваторов, мотоблоков, газонокосилок и бензопил. Такой подход открывает перед университетской разработкой хорошие рыночные перспективы.

Авиационный поршневой двигатель мощностью 5 л.с. разрабатывается в Самарском университете в рамках программы «Приоритет-2030». При этом, как сообщил Михаил Орлов, коллектив разработчиков занимается не только разработкой проектов двигателей, но и теоретическими разработками, позволяющими ускорить процесс проектирования и доводки. Кафедра располагает и собственной стендовой базой, позволяющей испытывать двигатели мощностью от 5 л.с. и выше.

«Самарский университет им. Королева де-факто может и должен стать одним из перспективных центров разработки беспилотников. Все компетенции у нас для этого имеются — есть Центр беспилотных систем, где уже созданы несколько моделей легких БПЛА, и эта тематика может быть расширена. Есть высококвалифицированные специалисты по поршневым двигателям, причем подготовка инженеров по этому направлению не прекращалась с 1942 года. Именно в Самаре в 1982-1983 годах был разработан первый отечественный дистанционно управляемый летательный аппарат «Пчела» и поршневые двигатели для него П-020 и П-032. Сегодня мы готовы продолжить эти традиции», — отметил академик Евгений Шахматов, научный руководитель Самарского национального исследовательского университета им. академика С.П. Королева.



Авторские права на данный материал принадлежат организации «Самарский национальный исследовательский университет им С.П. Королева».
Цель включения данного материала в дайджест — сбор
максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по
авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и
качество данного материала.



Source link

Прокрутить вверх