АВИА ИМАДЖЕС

СПОРТИВНАЯ АВИАЦИЯ РОССИИ

АВИА ПРЕСС ФОТО

АВИАЦИОННАЯ ФОТОГРАФИЯ | PRESS PHOTOGRAPHY AGENCY | АЛЕКСАНДР СЕРЁГИН

Участники отрасли раскритиковали очередной проект правил защиты аэропортов от животных и птиц


5 мая 2023 г., AEX.RU – Минтранс РФ разработал очередной проект федеральных авиационных правил защиты аэродромов от «объектов животного мира» (ФАП). В ходе общественного обсуждения на федеральном портале проектов нормативных правовых актов проект получил более 20 замечаний от отраслевого сообщества, включая Международную ассоциацию аэропортов (МАА), Ассоциацию эксплуатантов воздушного транспорта и «Аэрофлот«. Об этом сообщает «Интерфакс«.


Борьба с опасностью, создаваемой объектами животного мира, должна включать мероприятия «по орнитологическому обеспечению полетов и предотвращению столкновений воздушных судов с другими животными», сказано в проекте. В МАА же настаивают, что «полностью исключить столкновения с животными и птицами невозможно», что подтверждается положениями ICAO. Поэтому слово «предотвращение» в проекте следует заменить на «снижение угроз», сказал исполнительный директор ассоциации Сергей Никотин.


На приаэродромной территории ответственность операторов должна заключаться в орнитологических обследованиях и выявлении объектов, способствующих привлечению птиц и диких животных, также считает Никотин. Вопросы устранения представляющих опасность объектов должны решаться уполномоченным федеральным органом и субъектами РФ.


Схожей точки зрения придерживаются в Торгово-промышленной палате (ТПП) РФ. «Полномочия по ликвидации или предотвращению появления мусорных свалок должны быть возложены на местные органы управления, а не на оператора аэродрома. Оператор должен нести ответственность только за территорию в границах аэродрома», — сказано в замечании ТПП.


В МАА считают, что в ФАП также необходимо предусмотреть применение «летальных средств» по отношению к животным в случаях, когда меры по отпугиванию и отлов не приносят результата. Это может быть не только отстрел, но и усыпление, пояснил Никотин.


Предлагаемый проект для отечественной гражданской авиации выглядит «очень скупо и во многом непонятно: явно собран второпях, без участия отраслевых организаций и научных биологических учреждений», сказано в замечании, поступившем на портал от представителя ФКУ «Аэропорты Камчатки«.


«В нем отсутствует дифференцированный подход к определению степени важности и уровню оцениваемой опасности со стороны дикой природы применительно к разным классам аэродромов/аэропортов, их климатическо-географическому расположению, интенсивности использования. Нет раздела, посвященного оценке рисков для эксплуатации аэродрома применительно к системе управления безопасностью полетов и соответственно уровням разделения и принятия мер реагирования», — отмечают в ФКУ.


Проект предлагает установить единый период проведения орнитологического исследования для всех аэродромов — 1 раз в три года, «что неприемлемо для аэропортов местных воздушных линий с малой интенсивностью полетов и редкими событиями, связанными с дикой природой», сказано в замечании ФКУ. Это ляжет дополнительной финансовой нагрузкой на «и без того скупой бюджет малых портов», считают на предприятии.


Сейчас сферу орнитологической безопасности аэродромов в РФ регулируют правила, разработанные в 1980-х годах. Помимо этого, аэропорты пользуются руководством ICAO по «предотвращению опасного присутствия птиц и диких животных», но этот документ необязателен к исполнению.


О подготовке новых федеральных правил «обеспечения орнитологической безопасности полетов гражданской авиации» Минтранс сообщал в начале 2020 года, через полгода после аварийной посадки возле аэропорта «Жуковский» самолета «Уральских авиалиний». Хотя итоги расследования происшествия до сих пор не опубликованы, одной из его причин считается попадание птиц в оба двигателя лайнера. Проект ФАП был также опубликован на портале, но принят так и не был.


В 2021 году Минтранс подготовил другую версию ФАП. По словам Никотина, проект прошел ряд согласований, но не был зарегистрирован Минюстом. Ведомство установило, что у Минтранса нет полномочий на разработку этого документа. Впоследствии в Воздушный кодекс были внесены необходимые изменения, но Минтранс решил разработать новый проект.


Проект требует существенной доработки, принятие его в таком виде «не должно быть категорически», сказано в замечании ФКУ. В МАА настроены менее радикальны: как и предыдущий, проект требует корректировок, необходимы «совместные усилия для его максимальной доработки и принятия в кратчайшие сроки», считают в ассоциации.


В случае принятия ФАП вступят в силу с 1 марта 2024 года и будут действовать до 1 марта 2030 года.



Source link

Прокрутить вверх