ATO.ru — На прошедшей недавно в Бангалоре выставке Aero India 2023 Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) заявила, что рассматривает возможность организации в Индии выпуска базовой версии регионального реактивного пассажирского самолета Superjet 100, в свое время сертифицированной европейскими авиационными властями, однако из-за антироссийских санкций больше не производящейся.
Но дело в том, что Индия хотела бы иметь у себя производство самолетов, которые массово приобретаются перевозчиками страны, — это Airbus.
Заказ авиакомпании Air India на 470 новых самолетов Airbus и Boeing, анонсированный в середине февраля, может стать одним из ключевых событий в стратегическом развитии авиастроительной индустрии Индии. Правительство премьер-министра Индии Нарендры Моди, вероятно, потребует, чтобы страна более активно участвовала в мировой логистической цепи аэрокосмической отрасли, когда заказ будет переведен в твердый.
На конец 2022 года за авиакомпаниями Индии числились твердые заказы более чем на 1 тыс. самолетов Boeing и Airbus. А еще идут разговоры, что крупнейшая местная авиакомпания — лоукостер IndiGo может разместить заказ на 500 самолетов, появились намеки со стороны молодого агрессивного дискаунтера Akasa Air о потенциальном заказе «заметного» количества ВС в этом году и слухи о возможном приобретении 200 самолетов возрождаемой Jet Airways (на авиасалоне в Ле Бурже этим летом).
В то же время председатель Tata Group (новый владелец Air India) Натараджан Чандрасекаран заявил, что заказ его авиакомпании является «важнейшим событием для промышленности Индии». Он напомнил, что в рамках существующих партнерских отношений с Airbus группа Tata оказывает европейской компании услуги в области технологий, IT и инжиниринга. Более того, он прямо высказался, что «одна из наших амбиций — привести в страну производство коммерческой авиатехники», подразумевая не просто производство компонентов, а создание линии окончательной сборки самолетов.
И это вполне логично, учитывая, что Индия уверенно сменяет Китай в качестве наиболее активно развивающегося рынка авиатехники, благодаря более благоприятным геополитическим и экономическим перспективам.
В 2008 году, чтобы извлечь выгоды из взрывного роста китайской экономики, Airbus действительно организовал сборочную линию самолетов узкофюзеляжного семейства A320 в Тяньцзине. В 2017-м также начал работу центр по отделке салонов и покраске широкофюзеляжных A330. У Boeing есть свое совместное предприятие с китайской авиастроительной корпорацией COMAC, которое занимается установкой салонов на В-737MAX для китайских клиентов. Таким образом, оба западных производителя гораздо глубже интегрированы в авиастроительную отрасль Китая, чем до сих пор было возможно в Индии, хотя индийские поставщики участвуют в программах Airbus и Boeing. Сейчас становится очевидно, что Индия претендует на уровень интеграции, существующий в Поднебесной.
Доля работ, выполняемых индийскими компаниями по оборонным авиационным проектам, свидетельствует о существенном потенциале Индии в коммерческом авиастроении. Такие компании, как Airbus, Boeing и Lockheed Martin, имеют крепкие партнерские связи с Индией из-за проводимой государством политики локализации, согласно которой 30% стоимости оборонной продукции должно генерироваться в Индии. Это, впрочем, хорошо известно и ОАК — Hindustan Aeronautics производит по лицензии многофункциональные истребители Су-30МКИ.
Крупнейшим игроком в этой области и является компания Tata Advanced Systems (TASL), входящая в тот самый конгломерат Tata Group. Airbus Defence and Space и TASL уже договорились об организации сборки в Индии 40 тактических транспортных самолетов C295. Совместное предприятие Tata Boeing Aerospace занимается производством фюзеляжей ударных вертолетов AH-64. Также правительство Индии объявило тендер на 114 перспективных тактических истребителей, который предполагает требование организации сборки внутри страны. Boeing, Dassault, Lockheed и Saab выразили интерес в данном проекте.
Hindustan Aeronautics кроме давнего сотрудничества с предшественниками ОАК имеет глубокое взаимодействие с западными компаниями по проектам лицензионного производства, участвуя в таких программах, как BAE Hawk 132 и Dornier 228.
В целом у Индии большой потенциал в области гражданского авиастроения.
Однако ожидаемо, Airbus не слишком торопится организовывать в Индии сборочную линию своих авиалайнеров — по крайней мере, не в ближайшем будущем. «Мы надеемся, что индусы не одержимы идеей линии окончательной сборки», а осознают ценность сценария развития, при котором страна постепенно наращивает объемы участия в производстве в качестве поставщика, сказал главный коммерческий директор Airbus Кристиан Шерер. Он подчеркнул, что финальная сборка не предполагает больших значений добавленной стоимости. Но очевидно, Airbus просто хочет защитить свои собственные позиции как интегратора, поэтому недвусмысленно было заявлено, что пока о финальной сборке в Индии «речь не идет».
На настоящий момент Шерер лишь подтвердил, что Airbus будет развивать существующий авиационный учебный центр в Индии. Местные компании, кроме того, будут расширять свое участие в области техобслуживания и ремонта (ТОиР) авиатехники, а также инжиниринга и услуг. — ATO.ru