Первый полет Суперджета: путь от SSJ-100 до SSJ-NEW


[image]

19 мая 2008 года совершил начал летные испытания пассажирский самолет SSJ-100 – первый лайнер, созданный в постсоветской России “с нуля” в кооперации с глобальными поставщиками авиационных компонентов. В итоге появился продукт, который стал одним из наиболее популярных в своем классе и наиболее массовым новым отечественным лайнером. Однако внешнеполитический контекст в корне изменил дальнейшее развитие проекта: Россия перешла на создание полностью импортозамещенного самолета SSJ-NEW, сделав ставку на обеспечение национальной безопасности и достижение технологического суверенитета в области гражданской авиации.

Создание ближнемагистрального самолета SSJ-100 началось в 2001 году и было связано с необходимостью заменить Ту-134 и другие региональные лайнеры советского производства, которые постепенно выводились из парков авиакомпаний. Кроме того, предполагалось, что на международном рынке SSJ-100 будет претендовать на нишу региональных турбореактивных лайнеров, в которой доминировали самолеты компаний Embraer и Bombardier, и из которой ранее ушел Fokker.

В июле 2002 года Росавиакосмос объявил конкурс, в котором приняли участие три проекта: Russian Regional Jet (ЗАО “Гражданские самолеты Сухого”), Ту-414 (ОКБ А.Н. Туполева) и М-60-70 (ЭМЗ им. В.М. Мясищева). Победителем конкурса был признан RRJ-95 (впоследствии SSJ-100): чашу весов перевесили более убедительные экспортные перспективы и наличие внебюджетного финансирования проектных работ. Планировалось строить семейство из трех самолетов – на 60, 75 и 95 пассажиров, с дальностью полета до 3500 км. В детальную проработку была принята модель RRJ-95, способная в базовой компоновке вместить до 98 пассажиров.

Проект стартовал как международный: в стратегическом партнерстве с итальянской Alenia Aeronautica, в кооперации с французской компаний Snecma, при поддержке американской корпорации Boeing. Впервые в России новый гражданский самолет создавался полностью в цифровом формате. От своих одноклассников он должен был отличаться экономичностью, а также повышенным уровнем комфорта пассажиров. Самолет оснащался двигателями SaM146, разработанными компанией PowerJet в сотрудничестве Snecma Moteurs и НПО “Сатурн”. Весь комплект авионики, включая оборудование кабины пилота, системы связи, навигации и наблюдения поставляла французская Thales. В общей сложности уровень импортных комплектующих SSJ-100 составлял около 70 %. Выкатка первого опытного SSJ-100 состоялась 26 сентября 2007 года, а 19 мая 2008 года новый самолет впервые был поднят в воздух с аэродрома завода в Комсомольске-на-Амуре. 03 февраля 2011 года Авиационный регистр Межгосударственного авиационного комитета выдал сертификат типа на SSJ-100, а в начале 2012 года самолет был сертифицирован Европейским агентством авиационной безопасности (EASA).

Эксплуатация и обслуживание SSJ-100 шли непросто, однако самолет постепенно занимал свою нишу в региональных перевозках. По итогам 2019 года на SSJ-100 пришлось свыше 51 % суммарного пассажирооборота, выполненного российскими авиаперевозчиками на всех региональных самолетах. К началу 2023 года парк SSJ-100 в российской ГА достиг 160 самолетов, при этом крупнейшим их эксплуатантом являлась авиакомпания “Россия” (76 машин), далее шли авиакомпании Red Wings (20), “Азимут” (19), “Ямал” (15) и др. Общий же объем выпуска самолетов SSJ-100 в различных вариантах достиг к концу 2022 года объема 230 машин (включая опытные экземпляры). Среди зарубежных эксплуатантов значились мексиканский авиаперевозчик Interjet, ирландская авиакомпания CityJet, швейцарская Comlux, ВВС Таиланда, Пограничная служба Казахстана.

Ситуация начала меняться в 2014 году после введения антироссийских санкций. Взаимодействие с западными партнерами попало в зависимость от внешнеполитических факторов. Кроме того, у эксплуатантов возникали вопросы и претензии относительно надежности комплектующих иностранного производства. В 2018 году Минпромторгом России было принято решение заняться импортозамещением самолета. Фактически, SSJ-NEW должен стать новым, более эффективным самолетом, у которого будут замещены на отечественные не только двигатель, но и десятки систем и тысячи компонентов: система кондиционирования воздуха, тормозная система, система электроснабжения, кислородная систему экипажа, датчики утечки воздуха, сигнализатор обледенения и температуры воздуха, шасси, пассажирские кресла и многое другое. Предполагается, что самолет станет более привлекательным для российских авиакомпаний, в том числе благодаря господдержке финансовых инструментов продаж – субсидированию лизинга.

Реализация программы по созданию импортозамещенного SSJ-NEW идет полным ходом: на сегодняшний день российская промышленность готова к поставке всех комплектующих и систем самолета. Одним из главных нововведений в SSJ-NEW стала замена двигателя на отечественный ПД-8, разработанный предприятиями “Объединенной двигателестроительной корпорации”. Первый этап стендовых испытаний опытного ПД-8 завершился в мае 2022 года, в ноябре 2022-го модель SSJ-NEW с двигателями ПД-8 прошла испытания в ЦАГИ, а 26 декабря в ЛИИ им. М.М. Громова состоялся первый полет летающей лаборатории Ил-76ЛЛ с таким двигателем. Сертификацию ПД-8 планируется завершить к концу 2023 года, в те же сроки планируется получить одобрение главного изменения к сертификату SSJ-100 (RRJ-95) на модификацию RRJ-95NEW-100.

В 2022 году в Комсомольске-на-Амуре приступили к постройке первых опытных экземпляров SSJ-NEW. К концу июля был изготовлен и отправлен на испытания в ЦАГИ ресурсный образец самолета, первый летный экземпляр поступил на сборку в августе, второй – в конце ноября. 11 января 2023 года планер самолета был доставлен в СибНИА для проведения сертификационных испытаний на прочность, которые планируется завершить осенью 2023 года. Полученные результаты наряду с итогами летных испытаний будут использованы для сертификации самолета в новом, импортозамещенном облике. Ожидается, что в конце 2023 года в эксплуатацию будут переданы два самолета SSJ-NEW. С 2024 года российским авиакомпаниям планируется поставлять ежегодно до 20 SSJ-NEW, всего в период 2022-2030 годов ожидаются поставки 89 SSJ-NEW.

Начиная с МАКС-2007, где впервые был представлен тренажер SSJ-100, самолет стал непременным участником авиасалонов в Жуковском. С 2009 году посетители МАКС могли наблюдать “Суперджет” в различных комплектациях в статической экспозиции, а также в летной программе салона. История сделок на поставку “Суперджетов”, заключенных в рамках салона, началась на МАКС-2009, когда между ОАК и авиакомпанией “Россия”, входящей в группу компаний “Аэрофлот”, было подписано соглашение на поставку 10 самолетов SSJ-100, а также соглашение между компанией “Сухой” и Внешторгбанком по дальнейшему финансированию производства лайнера. На МАКС-2015 благодаря мерам господдержки общая стоимость контрактов по SSJ-100, заключенных между ГСС и Государственной транспортной лизинговой компанией превысила 1 млрд долларов, включая твердый контракт на поставку 32 SSJ-100 плюс опцион на 28 машин. В рамках МАКС-2021 прошла конференция, посвященная результатам и перспективам развития “Суперджета”, ставшего основой российского парка региональных самолетов.



Авторские права на данный материал принадлежат компании «АО “Авиасалон”».
Цель включения данного материала в дайджест – сбор
максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по
авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и
качество данного материала.



Source link