АВИА ИМАДЖЕС

СПОРТИВНАЯ АВИАЦИЯ РОССИИ

АВИА ПРЕСС ФОТО

АВИАЦИОННАЯ ФОТОГРАФИЯ | PRESS PHOTOGRAPHY AGENCY | АЛЕКСАНДР СЕРЁГИН

Основоположник авиационного материаловедения | АвиаПорт.Дайджест


[image]

25 февраля исполняется 135 лет со дня рождения выдающегося ученого, основоположника отечественного авиационного материаловедения, основателя ВИАМ, профессора Ивана Ивановича Сидорина. Для него был характерен неизменный творческий поиск в самых передовых областях науки и техники, что приводило к оригинальным и важным результатам. Основатель научной школы, настойчивый и целеустремленный, всесторонне образованный, свободно владеющий несколькими иностранными языками — таким он остался в памяти его учеников и современников.

Близкий друг и соратник А.Н. Туполева, И.И. Сидорин стоял у истоков создания советской авиации, прежде всего нуждавшейся в материалах, из которых можно было бы строить самолеты. Как единственный специалист по авиационному материаловедению, в 1920 году он вошел в состав Научно-технического комитета при Главном управлении Военно-Воздушных Сил Рабоче-Крестьянской Красной Армии. Сидорин составил первые советские технические условия на все существующие к тому времени авиационные материалы.

В начале 1920-х годов назрел вопрос: из какого материала строить самолеты — из дерева или металла? На тот момент только немецкая фирма «Юнкерс» имела опыт создания цельнометаллических самолетов из дуралюминия. Проанализировав всю имеющуюся к тому времени литературу и патенты по алюминиевым сплавам, И.И. Сидорин пришел к выводу, что они наиболее подходят для авиастроения. В дальнейшем под его руководством на Кольчугинском металлургическом заводе было организовано производство полуфабрикатов из отечественного алюминия.

Из кольчугалюминия — «крылатого металла» — был построен первый цельнометаллический самолет, поднявшийся в небо 26 мая 1924 года, и впоследствии налажен выпуск металлических самолетов, на которых был поставлен не один мировой рекорд, а во время Великой Отечественной войны советские летчики громили фашистских захватчиков.

В 1925 году вышли в свет монографии И.И. Сидорина «Исследование кольчугалюминия» и «Исследование кольчугалюминиевых профилей», которые стали настольными книгами металловедов и конструкторов, работавших в авиации.

Ученик профессора Н.Е. Жуковского, сподвижник А.Н. Туполева, И.И. Сидорин принимал самое активное участие в создании Центрального аэрогидродинамического института. В 1925 году в ЦАГИ был организован отдел испытания авиационных материалов (ОИАМ), в составе которого уже к 1932 году имелось 14 лабораторий по всем важнейшим направлениям авиационного материаловедения.

К началу 30-х годов прошлого века стало ясно, что для создания авиационной техники необходимо применять специальные, учитывающие особенности ее эксплуатации материалы. С исключительной активностью и напором профессор И.И. Сидорин ставил перед руководством ВВС и правительством вопрос об объединении отделов материалов ЦАГИ и ЦИАМ в самостоятельный институт.

Учитывая особую важность и большой объем выполненных ОИАМ работ, 28 июня 1932 года приказом наркома тяжелой промышленности Г.К. Орджоникидзе в составе Главного управления авиационной промышленности был создан Всесоюзный научно-исследовательский институт авиационных материалов (ВИАМ). И.И. Сидорин был назначен заместителем начальника института по научной части. Он сумел в сжатые сроки создать мощный и авторитетный коллектив, в довоенные и военные годы взявший на себя всю ответственность за качество металлургического производства и технологию переработки материалов в детали летательных аппаратов и их двигателей. Под его руководством были созданы новые литейные алюминиевые сплавы, высокопрочные сплавы и стали, разработаны первые методы неразрушающего контроля, впервые применены радиоактивные изотопы для контроля качества материалов и изделий, что послужило основой создания научного направления по радиационным методам контроля.

Наряду с работой в ЦАГИ и ВИАМ, Иван Иванович Сидорин занимался педагогической деятельностью в МВТУ им. Н.Э. Баумана. Именно он в 1924 году настоял на введении в программу обучения студентов-механиков новой дисциплины «Металловедение и термическая обработка» и стал первым лектором по этому курсу. В 1929 году Ученый совет МВТУ принял решение о создании кафедры «Металловедение» — первой кафедры по металловедению в мировой практике, руководство которой было поручено профессору И.И. Сидорину. Кафедра выпустила несколько сотен специалистов, лучших из которых Иван Иванович отбирал для работы в ВИАМ.

В 1938 году И.И. Сидорин был репрессирован. Однако даже в тяжелых условиях он продолжал работать не жалея сил. И когда в конце 1942 года назрела острая необходимость в создании двигателя для бомбардировщика дальнего радиуса действия (специалистов для этой работы выбирал лично Сталин), Сидорин был назначен главным металлургом завода № 45 (ныне — НПЦ газотурбостроения «Салют»), где за короткий срок был сконструирован и внедрен в производство мощный дизельный двигатель.

Иван Иванович Сидорин ушел из жизни в 1982 году в возрасте 95 лет.

Коллектив нашего института чтит и помнит Ивана Ивановича. Благодаря этому человеку сегодня, спустя 90 лет после своего основания, НИЦ «Курчатовский институт» — ВИАМ всемирно известен как материаловедческий центр, определяющий облик современной авиационной и космической техники.



Авторские права на данный материал принадлежат компании «ВИАМ».
Цель включения данного материала в дайджест — сбор
максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по
авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и
качество данного материала.



Source link

Прокрутить вверх