АВИА ИМАДЖЕС

СПОРТИВНАЯ АВИАЦИЯ РОССИИ

АВИА ПРЕСС ФОТО

АВИАЦИОННАЯ ФОТОГРАФИЯ | PRESS PHOTOGRAPHY AGENCY | АЛЕКСАНДР СЕРЁГИН

ОДК-Климов. Создавая сердца для самолетов страны


ОДК-Климов по праву признан одним из самых авторитетных российских разработчиков авиационных двигателей. За 105 лет санкт-петербургский завод прошел огромный путь, приобрел всемирную известность и сегодня продолжает создавать новые образцы продукции для авиационной техники.

Получили мировую известность

История АО «ОДК-Климов» началась в 1914 году, когда указом императора Николая II было подписано высочайшее разрешение о создании в Санкт-Петербурге завода «Русское Рено».

На предприятии намеревались производить автомобили французской марки, но началась Первая мировая война, и уже в 1915 году завод выполнил первый государственный заказ на изготовление двигателей Renault 12FE. Их устанавливали на военные летательные аппараты французского и отечественного производства, в том числе на знаменитый «Илья Муромец» И. И. Сикорского.

Позже здесь создавали двигатели для летающей лодки М-24, производили узлы танков, запчасти к тракторам, мотоциклы.

Во время Великой Отечественной войны завод эвакуировали в Уфу. Армии требовалась мощная авиация, поэтому был освоен выпуск легендарного «Мотора Победы» — авиационного двигателя М-105, разработанного во главе с генеральным конструктором В. Я. Климовым. Владимир Яковлевич заложил основы советской конструкторской школы, и сейчас предприятие носит его имя, продолжая создавать «сердца» для самолетов.

М-105 стал самым массово производимым авиационным двигателем за всю историю (выпущено более 100 тысяч единиц). После войны, когда завод вернулся в Ленинград, началась разработка авиационных газотурбинных двигателей. Многие из них были первыми в своем роде в СССР и получили мировую известность. Это первый отечественный турбореактивный двигатель ВК-1, первые в стране двигатель для высотного сверхзвукового истребителя ВК-3 и созданный на его базе двигатель с охлаждаемыми лопатками турбины ВК-13.

В 60-е годы под руководством генерального конструктора С. П. Изотова, сменившего В. Я. Климова, завод разрабатывал жидкостно-ракетные двигатели (ЖРД) для зенитно-ракетного комплекса С-200, ракеты УР-100 и другие, а в 1976 году был создан первый в мире газотурбинный двигатель ГТД-1000Т для танка Т-80. За свои разработки завод имени В. Я. Климова получил высокие награды — орден Октябрьской Революции и орден Ленина.

Климовцы спроектировали в том числе турбовальные двигатели ГТД-350, ТВ2-117 и главные редукторы для вертолетов Ми-2, Ми-8, двигатель ТВ3-117, устанавливаемый на большинство отечественных винтокрылых машин типа Ми и Ка.

Коллективом в 70-е годы разработаны легендарный двигатель РД-33 и газотурбинный двигатель (турбостартер) ГТДЭ-117 для запуска основных РД-33 и АЛ-31Ф на самолетах МиГ-29, Су-27, позднее — самолетный двигатель ТВ7-117С, вертолетные двигатели ВК-2500 и ТВ7-117В, турбореактивный РД-33МК для истребителя морского базирования.

Мощное производство, развитый сервис

АО «ОДК-Климов» входит в Объединенную двигателестроительную корпорацию «Ростеха», сегодня это крупнейший в стране разработчик и производитель двигателей для военной и гражданской авиации. На мировом уровне работает конструкторское бюро, предприятие обладает высокотехнологичными производством, мощной испытательной и экспериментальной базой, развитой системой сервисного обслуживания.

В год векового юбилея ОДК-Климов здесь был открыт современный конструкторско-производственный комплекс. Сейчас на предприятии реализуют программу техперевооружения.

В основную линейку продуктов входят семейство вертолетных и самолетных двигателей ТВ7-117, двигателей ВК-2500/ТВ3-117, реактивные двигатели РД-33, РД-93 и РД-33МК, цифровые системы автоматического управления (САУ). Стоит отметить, что реактивный двигатель РД-33 — самый массовый в своем классе, он стоит на вооружении 25 стран мира в составе истребителей МиГ-29.

Для эффективной работы двигателей предприятие оказывает сервисную поддержку. В 2018 году создан совместный центр среднего ремонта ТВ3-117/ВК-2500 на базе ЮТэйр-Инжиниринг.

В апреле 2019-го во вьетнамском Вунгтау начал работу центр интегрированной логистической поддержки по ремонту вертолетных двигателей ОДК-Климов. Планируется открытие таких центров в Китае, ОАЭ, Эфиопии.

ОДК-Климов сотрудничает с российскими и зарубежными заказчиками, авиадвигатели в составе вертолетов и самолетов эксплуатируются в 80 странах мира.

В широкой кооперации с предприятиями страны

В 2015 году на предприятии наладили серийное производство двигателей ВК-2500 и их новейших модификаций ВК-2500ПС-03, ВК-2500П из отечественных комплектующих. В поставке деталей и сборочных единиц участвуют десятки российских предприятий.

В 2018 году запущено серийное производство двигателей ТВ3-117ВМ/ВМА. ТВ7-117В заместил двигатель Pratt & Whitney (PW127, Канада) на вертолете Ми-38. Это позволило значительно улучшить летные характеристики вертолета, поскольку отечественный двигатель ТВ7-117В превосходит канадский по всем техническим характеристикам. В своей размерности этот двигатель — лучший в мире.

Климовцы создали турбовинтовой двигатель ТВ7-117СТ, предназначенный для работы на новом российском военно-транспортном самолете Ил-112В и перспективном региональном самолете Ил-114-300. Эти двигатели впервые подняли в небо Ил-112В 30 марта 2019 года.

ОДК-Климов производит ТВ7-117СТ в широкой кооперации предприятий — это АО «ММП им. В. В. Чернышева», ПАО «ОДК-УМПО», АО «ОДК-СТАР» и т. д.

Сегодня петербургские специалисты разрабатывают линейку новых двигателей мощностью 400-650 л. с. и 1400-1800 л. с., при этом будут использованы только отечественные комплектующие. Закладываемые характеристики новых моторов призваны обеспечить их высокую конкурентоспособность на рынке.



Авторские права на данный материал принадлежат сайту «Бизнес России».
Цель включения данного материала в дайджест — сбор
максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по
авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и
качество данного материала.



Source link

Прокрутить вверх