АВИАЦИОННАЯ ФОТОГРАФИЯ | PRESS PHOTOGRAPHY AGENCY | АЛЕКСАНДР СЕРЁГИН

NH90 спасает шестерых во время морского шторма. Гражданский, военный и космический, мы покрываем все это


Спасение шести человек с потерпевшей шторм яхты Don Quijote в 2021 году превратилось в экстраординарное спасение. Лейтенант Жан-Батист описал миссию, которую он никогда не забудет…

В понедельник, 5 июля 2021 года, по радио и телевидению поступили предупреждения: шторм Циприан приближается к Бретани, принеся с собой ветер скоростью более 110 км/ч (60 узлов). На военно-морской авиабазе Ланвеок-Пульмик все точно знали, что это значит. На протяжении нескольких десятилетий вертолеты 33-й эскадрильи ВМС несут службу. Выдающийся Super Frelon, который использовался с 1979 по 2010 год, был заменен в 2011 году не менее впечатляющим NH90 Caïman. Тем не менее, миссии государственной службы (PS) остаются важными: они по-прежнему включают в себя взлеты в любых погодных условиях, столкновение с бушующей стихией и оказание помощи далеко в море, если это необходимо. Большая часть ресурсов 33F базируется в Lanvéoc-Poulmic (Presqu’ile de Crozon, Бретань), но она также снабжает подразделение PS в Шербуре, а также самолеты и экипажи на борту многоцелевых фрегатов.

Слишком далеко для звезды SNSM

«В тот день из-за шторма Центр морских операций в Бресте привел нас в состояние повышенной готовности, чтобы мы взлетели менее чем через час», — объясняет лейтенант Жан-Батист, в то время командир самолета. «Для этой тревоги был зарезервирован один самолет, и мы также запросили подготовку запасного самолета».

К концу дня ветер над департаментом Финистер усилился и безжалостно дул вглубь суши. Дальше на запад, в открытом море, это был ад для пассажиров «Дон Кихота», 12-метрового датского парусного судна, стоящего перед морем силой 7 баллов с волнами высотой 8 метров. Вскоре после 21:00 судно было перевернуто буруном и потеряло мачту. Экипажу оставалось сделать только одно: активировать аварийный маяк и ждать, надеясь, что экстренные службы смогут противостоять стихии… В следующие несколько минут поднялся КРОСС (Региональный оперативный центр мониторинга и спасения). сигнал и дал сигнал тревоги. Тонущее судно находилось в 80 морских милях от побережья, к западу от полуострова Крозон. Это было слишком далеко для спасательного судна SNSM: единственным вариантом была спасательная операция на вертолете.

«Я был дома, просто проверял погодную ситуацию, когда сработала тревога», — продолжил лейтенант Жан-Батист. «Мне быстро объяснили ситуацию: мы знали, что это парусное судно, знали его географическое положение, но не знали, в чем именно проблема. Я предложил CROSS, чтобы вертолет был оснащен медицинским оборудованием и отправлен с морской группой SMUR Службы здравоохранения французской армии по вызову. Я быстро вызвал своего вертолётчика, и мы договорились, что второго водолаза в качестве подстраховки тоже возьмём: ситуация на судне может быть очень сложной…»

К тому времени, когда аварийная бригада собралась и подготовилась, самолет уже вышел из ангара и был готов к вылету. Процедура хорошо отлажена: всего через 38 минут после первого телефонного звонка от CROSS номер NH90 17, позывной Спасательный циклон Виктор, находился в воздухе, направляясь на запад. На борту находились пилот (также командир самолета), ТАККО (тактический координатор и второй пилот), оператор лебедки, два водолаза, врач и медсестра.

Бурное море

«Как только мы поднялись в воздух, мы столкнулись с очень сильным встречным ветром». Обычно NH90 движется со скоростью 145 узлов, но против ветра наша скорость у земли составляла всего 90 узлов. Под самолетом, в темноте, мы могли видеть, как море становится все более и более бурным. Нам было ясно, что нас ждет вызов…»

В трех-четырех морских милях от «Дон Кихота» аварийный маяк парусника был обнаружен системой самонаведения вертолета, которая смогла взять прямой курс на судно. Ситуация, с которой столкнулся экипаж 33F, была далеко не утешительной: судно потеряло мачту и стало неуправляемым. Расположенный поперек зыби, он регулярно заливался волнами.

«Нам потребовалось несколько минут, чтобы проанализировать ситуацию. Мы рассчитывали, что потеря мачты пойдет нам на пользу, что это облегчит спасательную операцию. Но как только мы начали пытаться лебедкой ныряльщика, то поняли, что движения судна слишком хаотичны, слишком быстры. Расстояние между «Дон Кихотом» и нашим вертолетом постоянно колебалось от 15 до 45 м… Несколько раз срабатывала автоматическая сигнализация висения… Через несколько минут мы вытащили дайвера и попятились…»

Пассажиры «Дон Кихота» сообразили, что происходит: чтобы выбраться лебедкой, им придется покинуть судно и сесть на спасательный плот.

«Только когда мы увидели, как они покидают судно, мы поняли, что спасать нужно не двух, а шесть человек», — вспоминает лейтенант Жан-Батист, добавляя: «Но ситуация уже была немного проще, когда плот дрейфовал. Спустили водолаза, которому удалось закрепиться на судне. Он как раз надевал привязь на первого человека, когда мы увидели приближение огромного выключателя. Плот врезался в заднюю часть вертолета и перевернул его вверх дном. В этот момент трос лебедки натянулся под таким углом, что внезапно оборвался. По вертолету раздался громкий треск, похожий на выстрел, от которого у нас похолодела кровь! К счастью, он оборвался у лебедки, и трос упал в море, не задев ротор!»

Ситуация была критической: все шестеро выживших и водолаз теперь дрейфовали в воде; Наступила ночь, и NH90 не смог затащить их лебедкой. Однако он все еще мог использовать свой прожектор, чтобы помочь водолазу собрать команду «Дон Кихота». Затем спасательная команда сбросила собственный спасательный плот как можно ближе к водолазу. Он схватил его, надул и, наконец, сумел затащить всех на борт. Это вселило в нас надежду, но игра была далека от завершения».

Спасен кайманом!

«Нам удалось связаться с водолазом по рации и сообщить ему, что наша лебедка сломалась. Это действительно потрясло его… Затем мы объяснили, что возвращаемся в Ланвеок, чтобы сменить самолет».

На военно-морской авиабазе кипела работа: помимо единственного дежурного вертолета готовились все самолеты эскадрильи и мобилизовывались экипажи. Никто не знал, что принесет остаток ночи…

Когда приземлился NH90 с номером 17, номер 04 уже ждал, готовый к взлету. Экипажу потребовалось несколько минут, чтобы отдышаться и оценить ситуацию, прежде чем вернуться в воздух.

Ответственность за спасательный плот взял на себя водолаз. Обладая 15-летним опытом, его присутствие имело решающее значение для шести датчан на борту. Тем временем для их спасения было направлено грузовое судно. Море было слишком бурным, чтобы оно могло вмешаться напрямую, но оно оставалось рядом и передавало точное положение плота на КРЕСТ. Информация была передана вертолету, который вернулся в район чуть более чем через два часа после своего отлета.

Может показаться, что худшее уже позади, но нет… При скорости ветра в 60 узлов, которая была опасно близка к максимальной, разрешенной полетным диапазоном, вертолету потребовалось 36 минут, чтобы поднять с плота семерых пассажиров. Шторм был настолько сильным, что вертолетная площадка в брестской больнице полностью вышла из строя. Вскоре после 3 часов ночи, через 4,5 часа после начала миссии, NH90 вернулся в Ланвеок, где комната отдыха 33F военно-воздушной эскадрильи была преобразована в процедурный кабинет.

В ту ночь я не был уверен, что эту миссию можно было бы выполнить на каком-либо другом самолете, кроме NH90, — заключил лейтенант Жан-Батист. «Его мощность, его долговечность, его летные характеристики — все объединилось, чтобы спасти шесть человек на «Дон Кихоте».

выпуск аэробуса



Source link

Прокрутить вверх