10 марта 2019 г. самолет Boeing 737 MAX Эфиопских авиалиний, зарегистрированный как ET-AVJ, рухнул на землю вскоре после взлета из международного аэропорта Аддис-Абеба Боле в Эфиопии, что стало второй катастрофой такого типа со смертельным исходом всего за несколько месяцев.
На следующий день Управление гражданской авиации Китая (CAAC) опубликовало уведомление, «требующее от внутренних авиакомпаний приостановить коммерческие полеты самолетов Boeing 737-8 к 18:00 на основе принципа управления абсолютной нетерпимостью к потенциальным угрозам безопасности и строгого контроль рисков безопасности, чтобы гарантировать безопасность полетов гражданской авиации в Китае».
«Возобновление коммерческих операций Boeing 737-8 будет сообщено после того, как CAAC свяжется с FAA и Boeing и подтвердит наличие эффективных мер для обеспечения безопасности полетов», — говорится в уведомлении.
Почти три года спустя первые рейсы Boeing 737 MAX начали перевозить пассажиров внутри страны, но CAAC хранил молчание. 13 января 2023 года самолет China Southern Airlines вылетел из международного аэропорта Гуанчжоу Байюнь (CAN) в международный аэропорт Чжэнчжоу Синьчжэн (CGO). Самолет, зарегистрированный как B-1206, стал первым пассажирским самолетом с момента объявления CAAC в марте 2019 года.
С тех пор несколько авиакомпаний пошли по стопам China Southern Airlines, в том числе Air China, Hainan Airlines и ее дочерняя компания Fuzhou Airlines, Lucky Air, Shandong Airlines и Shanghai Airlines. В общей сложности 25 самолетов Boeing 737 MAX, все -8, в настоящее время эксплуатируются в Китае и эксплуатируются семью авиакомпаниями страны, согласно данным ch-aviation.com.
Быстрое решение CAAC
Решение о посадке Boeing 737 MAX в Китае было принято в течение 24 часов после авиакатастрофы в Эфиопии.
В то время напряженность вокруг этого типа самолета накалялась. Boeing доставил первый 737 MAX компании Malindo Air в мае 2017 года. Менее чем через год, в октябре 2018 года, самолет этого типа потерпел первую аварию со смертельным исходом, когда самолет Lion Air 737 MAX, зарегистрированный как PK-LQP и выполнявший рейс JT610, нырнул прямо вниз. в Яванское море у побережья Джакарты, Индонезия, вскоре после вылета из международного аэропорта Сукарно-Хатта (CGK).
После инцидента с Lion Air и до крушения в Эфиопии компания Boeing выпустила руководство по эксплуатации летного экипажа (FCOM), а Федеральное авиационное управление США (FAA) выпустило директиву по аварийной летной годности (AD), чтобы помочь пилотам справиться с самопроизвольное движение триммера стабилизатора. В двух авариях со смертельным исходом самопроизвольное движение триммера стабилизатора выполнялось теперь печально известной системой увеличения маневренных характеристик (MCAS). MCAS, согласно веб-сайте Boeing, решение, внедренное производителем для обеспечения «постоянных характеристик управляемости самолета в очень специфическом наборе необычных условий полета».
В общей сложности две аварии унесли жизни 346 человек.
Первоначально система полагалась на один датчик угла атаки (AoA), чтобы определить, летел ли самолет под углом, превышающим нормальный, в ручных условиях полета. Таким образом, из-за того, что датчик выдавал ошибочную информацию, носовая часть 737 MAX неоднократно урезалась во время обоих аварий MCAS.
Boeing обновил MCAS, чтобы не только полагаться на оба датчика AoA и действовать, если оба согласны, но также предотвратить многократное срабатывание MCAS и отмену действий пилотов. Эта и другие уступки, в том числе более жесткий контроль FAA над процессом сертификации воздушных судов, а также внесение изменений в Разрешение на назначение организации (ODA), как того требует Закон о сертификации, безопасности и подотчетности воздушных судов (ACSAA), привели к FAA сняло с земли 737 MAX в ноябре 2020 года.
Многие другие органы, в том числе Агентство по авиационной безопасности Европейского Союза (EASA), последовали их примеру, но Китай и Россия остались в стороне. Санкции, введенные против России после ее полномасштабного вторжения в Украину, привели к тому, что страна не смогла закупить новые самолеты, и с тех пор 737 MAX не эксплуатировался российскими авиакомпаниями. Но ситуация в Китае была иной. Ранее только S7 Airlines имела в своем парке пару самолетов 737 MAX.
После его быстрого решения о заземлении этого типа 11 марта 2019 года связь с CAAC была скудной. В мае 2019 года власти выпустили релиз, в котором изложены «три принципа возобновления эксплуатации Boeing 737 MAX-8». Список включает в себя повторную проверку летной годности самолета и необходимые корректировки/модификации подготовки самолета и пилота, а также требование решения проблем безопасности, выявленных в ходе расследования авиационного происшествия.
В марте 2021 года CAAC объявил, что принял участие в пресс-конференции, организованной Информационным бюро Госсовета, на которой были рассмотрены состояние и развитие воздушной сети в Китае, а также «возвращение Boeing 737 MAX в эксплуатацию».
В сентябре 2022 года CAAC объявил, что встретился с представителями Boeing в Чжоушане, Китай, «для оценки работы 737MAX» и «для проведения всесторонней оценки стандартов обучения на основе типов самолетов для улучшенных самолетов 737». Чжоушань также является местом расположения Центра комплектации и доставки Boeing (C&DC) для 737 MAX, где местные сотрудники устанавливают интерьер и окрашивают ливреи перед доставкой самолета.
«CAAC опубликует вторую редакцию отчета об оценке самолетов Boeing 737 после того, как проблемы, выявленные на совещании, будут решены, что указывает на то, что процесс повторного внедрения самолетов 737MAX близится к завершению», — говорится в заявлении.
Внезапное возвращение 737 MAX
12 января 2023 г., за день до того, как самолет 737 MAX China Southern Airlines перевез пассажиров из CAN в CGO, CAAC опубликовала на своем китайском веб-сайте заявление, в котором говорилось, что заместитель администратора регулирующего органа Ху Чжэньцзян посетил персонал в пекинском международном аэропорту Дасин (PKX). .
В объявлении говорилось, что Чжэньцзян отправился в PKX, чтобы «отдать дань уважения наземному обслуживанию и проверкам безопасности, которые находятся на переднем крае транспортной безопасности Весеннего фестиваля».
В другом объявлении, сделанном 28 февраля 2023 года, говорилось, что «Регулирующее бюро Юньнани созвало три транспортных авиакомпании, участвующих в дополнительной сертификации самолетов B737-8 в своей юрисдикции, и провело этот семинар по обмену опытом эксплуатации».
На веб-сайте CAAC также указано, что три авиакомпании, базирующиеся в Юньнани, китайской провинции в юго-западной части страны, сообщили о ходе работ по возобновлению обслуживания самолетов 737 MAX, а администрация «уведомила о конкретных рисках самолетов MAX». операции и потребовал от всех авиакомпаний в юрисдикции провести хорошую оценку с точки зрения обучения и контроля рисков, а также твердо содействовать безопасной эксплуатации».
«На следующем этапе регулирующее бюро Юньнани будет строго рассматривать и проверять стандарты, а также проводить проверку и проверку с точки зрения модификации самолетов и квалификации персонала, чтобы гарантировать, что работа по сертификации, связанная с возобновлением коммерческих операций, является стабильной и упорядоченной», заключил КААС.
В провинции Юньнань находится авиакомпания Lucky Air, которая впервые с момента приземления 25 февраля 2023 года совершила коммерческий полет на Боинге 737 MAX-8. Рейс проходил между международным аэропортом Куньмин Чаншуй (KMG) и международным аэропортом Фучжоу Чанлэ (FOC). В провинции также находятся Kunming Airlines, в парке которой пять самолетов этого типа (два хранятся, три не приняты (ntu) и три еще не доставлены), и China Eastern Yunnan Airlines, дочерняя компания China Eastern Airlines, которая , согласно данным planespotters.net, шесть самолетов 737 MAX заказаны и три находятся на хранении.
Согласно данным ch-aviation.com, к 2023 году Boeing поставил 64 самолета, которые активно летают с 16 различными авиакомпаниями. Ни один из них не был поднят китайским перевозчиком.
“[…] Наша работа сейчас заключается в том, чтобы помочь нашим авиакомпаниям в Китае вернуть самолеты в эксплуатацию. Ушли две авиакомпании», — прокомментировал Брайан Уэст, главный финансовый директор (CFO) и исполнительный вице-президент по финансам Boeing, во время конференции Cowen Aerospace/Defense & Industrials 15 февраля 2023 года.
«Некоторые из них находятся в воздухе и приносят доход, но около 90 из них еще должны вернуться в строй, и мы готовы помочь нашим клиентам на этом рынке, как только они будут готовы, и мы последуем их примеру», он продолжил.
Однако Уэст также отметил, что Boeing действительно пришлось перепродать некоторые из самолетов 737 MAX, даже если «намерение производителя состоит в том, чтобы поддержать наших критически важных клиентов в Китае, и цель будет заключаться в том, чтобы заставить их вернуться в основном туда, где они изначально должны были быть. ». Три 737 MAX с регистрационными номерами PS-GPL, PS-GPM и PS-GPN согласно данным planespotters.net, первоначально предназначенные для Kunming Airlines, были перепроданы бразильской GOL Transportes Aéreos. Еще три самолета 737 MAX, N17285, N57286 и N47288, были перепроданы с Lucky Air на United Airlines.
AeroTime обратилась к Boeing за комментариями.