Ка-32А11ВС: международный бестселлер Камова


Компания: АО “Авиасалон”

11 мая 1998 года в Канаде был сертифицирован вертолет Ка-32А11ВС, что открыло ему путь на американский и широкий мировой рынок. Сегодня камовская машина сертифицирована практически во всех крупнейших регионах мира и успешно эксплуатируется в Европе, Азии и Америке. По управляемости, устойчивости, компактности и грузоподъемности вертолетам семейства Ка-32 до сих пор нет конкурентов среди одноклассников со всего мира.

Задачи освоения арктического региона СССР и продления ледовой навигации в Северном Ледовитом океане привели к необходимости создания нового вертолета, который мог бы выполнять работы по проводке ледоколов и доставке грузов в Арктике в самых суровых условиях. Новый Ка-32 стал развитием поисково-спасательного вертолета Ка-27ПС, созданного в интересах Военно-морского флота СССР. Изначально нацеленный исключительно на работу в арктическом регионе, позже Ка-32 стал позиционироваться как многоцелевой всепогодный вертолет круглосуточного применения для широкого круга гражданских приложений. Этому способствовало максимальное использование преимуществ соосной схемы: небольшие габариты, отсутствие рулевого винта и высокая маневренность. Эти качества сделали Ка-32 незаменимым для работы в условиях тесной городской застройки, в горах, на сложных строительно-монтажных операциях и т. д.

В декабре 1973 года летчик-испытатель Евгений Иванович Ларюшин выполнил первый полет опытного вертолета Ка-252, позже получившего наименование Ка-27. Учитывая, что приоритет имела противолодочная версия вертолета, создание гражданского Ка-32 несколько затянулось – такая машина пошла в серию только в 1980 году. За несколько лет были созданы модификации Ка-32Т – транспортная; Ка-32С – судовая, с аппаратурой ледовой разведки и баллонетами для посадки на воду; Ка-32К – летающий кран с дополнительной кабиной для оператора. При этом все версии отличало использование современного пилотажно-навигационного комплекса с РЛС, позволяющей летать над безориентирной местностью в условиях полярной ночи. Ка-32 способен перевозить 13 пассажиров, нести до пяти тонн груза на внешней подвеске и до 3,5 тонн в кабине, работать при ветре до 20 м/с, что особенно важно при полетах в горах. Наличие противообледенительной системы позволяет работать при отрицательных температурах.

Вертолет по достоинству оценили зарубежные эксплуатанты. Летом 1990 года в Швейцарии Ка-32Т успешно выполнил большой объем работ по устранению последствий снежной бури, после чего авиакомпания Heliswiss выразила намерение купить вертолет для постоянной эксплуатации. В 1991 году в Канаде Ка-32Т выполнил работы по трелевке древесины, после чего авиакомпания VIH Logging также выразила желание приобрести вертолеты. Для их постоянной коммерческой эксплуатации на Западе требовалась сертификация, в связи с чем фирма “Камов” приступила к разработке глубокой модификации Ка-32А, которая должна была удовлетворять международным нормам летной годности. Перед камовцами стояла сложная задача: вместе с работами по сертификации вертолета параллельно в сотрудничестве с ведущими отраслевыми НИИ работать над созданием национальных норм летной годности, гармонизированных с FAR-29.

В июле 1993 года “Камов” получила от Авиарегистра МАК Сертификат типа на вертолет Ка-32А, перед этим в мае того же года был получен Сертификат типа на двигатель ТВ3-117ВМА. Это позволило развернуть работы по сертификации вертолета за рубежом, что было совсем непросто: ограничение сертификации отечественных вертолетов в западных странах являлось одним из способов конкурентной борьбы, поскольку ключевым фактором их продвижения на мировые рынки являлась сравнительно низкая цена при высоких характеристиках. Тем не менее, опыт адаптации отечественных вертолетов к западным требованиям уже имелся: в конце 1960-х гражданский Ка-26 впервые успешно прошел путь отдельных зарубежных сертификаций. В случае с Ка-32 удалось сделать это на новом, более высоком уровне.

В июне 1996 года Сертификат типа, выданный Авиарегистром МАК, был валидирован в Швейцарии. В мае 1998 года Министерство транспорта Канады выдало Сертификат типа на модификацию Ка-32А11ВС, что открыло путь российскому вертолету на американский рынок. В августе 2001 года Сертификат типа на Ка-32А11ВС валидировали авиационные власти Тайваня, в апреле 2004 года Сертификат типа был выдан авиационными властями Испании, в 2005 году вертолет был сертифицирован в Мексике, в 2008 году – в Китае, Индонезии и Южной Корее. В ноябре 2009 года в дополнение к ряду национальных европейских сертификатов был получен первый и пока единственный европейский сертификат типа EASA.IM.R.133 на российский вертолет Ка-32А11ВС. В 2011 году вертолет был сертифицирован в Бразилии и Индии.

После Ка-32А11ВС международную сертификацию прошли и другие отечественные вертолеты: Ми-171/171А/171А1/172, “Ансат”, Ми-26ТС и т.д. Процесс продолжается и сегодня: в марте 2023 года Главное управление гражданской авиации ОАЭ валидировало Сертификат типа вертолета Ми-171А2, ранее в январе 2023 года Сертификат типа Ми-171А2 валидировала Индонезия.

Общий объем выпуска вертолетов семейства Ка-32 составил более 240 машин, из них свыше четверти изготовлены в версии Ка-32А11ВС. Дальнейшим развитием программы стал многоцелевой Ка-32А11М, премьера которого состоялась на МАКС-2021. Вертолет получил новую силовую установку с более мощными двигателями ВК-2500ПС-02, новый комплекс БРЭО, “стеклянную” кабину, адаптированную для работы с очками ночного видения, и новую систему пожаротушения СП-32, имеющую электрический обогрев, что впервые в мире позволяет использовать ее зимой при температуре до -20 град Цельсия.

Интерес авиасалона МАКС к новым модификациям камовских гражданских вертолетов понятен: помимо внутреннего рынка, вертолеты “Ка” имеют успешную международную карьеру более чем в 30 странах мира, и салон с его обширной летной и деловой программой является важной площадкой для их продвижения. Так на МАКС-2017 два вертолета Ка-32А11ВС приобрел Таиланд, на МАКС-2021 новейшую пожарную модификацию Ка-32А11М закупила Башкирия. В целом история салона знает немало успешных сделок по поставке вертолетов на внутренний и внешние рынки. В частности, на МАКС-2009 холдингом “Вертолеты России” был подписан контракт на 20 Ми-17 для авиакомпании Airfreight Aviation (ОАЭ), МАКС-2013 принес контракты на поставку пять вертолетов Ми-171А1 и пять вертолетов Ка-62 колумбийской компании Vertical de Aviacion. МАКС-2017 запомнился контрактами на поставку вертолетов в Китай: пяти медицинских “Ансатов”, трех транспортных Ми-171 и двух противопожарных Ка-32А11ВС. На МАКС-2019 были подписаны контракты на поставку вертолетов отечественным эксплуатантам семи “Ансатов” для авиакомпании “Полярные авиалинии” и 10 Ми-8АМТ для авиакомпании “Норильск Авиа”. На МАКС-2021 суммарно были подписаны контракты на поставку 84 вертолетов, включая Ми-171А3, Ка-62, Ми-38, Ми-8 и “Ансат”.

Надеемся вновь увидеть модернизированные камовские вертолеты в летной программе авиасалона и узнать о новых вертолетных контрактах на МАКС-2023!



Source link