Что такое F-16 Fighting Falcon?
F-16 Fighting Falcon — универсальный боевой самолет с длительной историей испытаний и доказанной эффективности в бою воздух-воздух и атаке воздух-поверхность. Этот компактный реактивный самолет предлагает высокопроизводительную систему вооружения по относительно низкой цене, что делает его привлекательным выбором для Соединенных Штатов и их союзников.
Историческая справка
Созданный General Dynamics специально для ВВС США, выдающийся F-16 восходит к его первому полету в декабре 1976 года, когда был представлен вариант F-16A, который имел одноместную конфигурацию. Он был разработан с использованием передовых аэрокосмических технологий и надежных компонентов других самолетов, включая F-15 и F-111.
F-16 был собран по необычному соглашению между Соединенными Штатами и четырьмя странами НАТО — Бельгией, Данией, Нидерландами и Норвегией. Вместе они сотрудничали с Соединенными Штатами, чтобы произвести первые 348 F-16 для своих ВВС. F-16 были собраны из деталей из всех пяти стран, при этом между ними также были разделены работы по техническому обслуживанию, ремонту и капитальному ремонту.
F-16 экспортировался во многие другие страны, став одним из наиболее широко используемых истребителей в мире. В 2023 году количество F-16, которые в настоящее время эксплуатируются в 25 странах, превысит 3000.
F-16 также принимал участие в многочисленных конфликтах, включая операцию «Буря в пустыне», войну на Балканах и войну с террором. Несмотря на то, что ему уже более 40 лет, F-16 по-прежнему имеет ключевое значение для вооруженных сил Соединенных Штатов и их союзников. Тем не менее, запланированы дальнейшие обновления и модернизация, чтобы сохранить его конкурентоспособность перед возникающими угрозами.
Характеристики и конструкция F-16
F-16 Fighting Falcon — один из самых современных истребителей в мире, обладающий исключительной маневренностью, дальностью полета и всепогодностью. Способность F-16 обнаруживать цели в любых погодных условиях и идентифицировать низколетящие самолеты в радиолокационных помехах от земли делает его бесценным помощником в задачах класса «воздух-поверхность».
Замечательные возможности F-16 включают в себя дальность полета более 500 миль, исключительную точность при использовании вооружения и способность эффективно противостоять самолетам противника, прежде чем плавно вернуться в исходную точку вылета.
Несмотря на малый вес, фюзеляж F-16 сохраняет свою прочность и может выдерживать до девяти g при полной загрузке внутреннего топлива.
Технологии на борту F-16 Fighting Falcon
F-16 также может похвастаться несколькими передовыми технологиями, в том числе пузырчатым фонарём, обеспечивающим пилоту беспрепятственный обзор, электродистанционной системой, позволяющей точно управлять полётом, и контроллером бокового джойстика, обеспечивающим простое и точное управление на высоких скоростях. Маневры перегрузки.
Усовершенствованные системы авионики самолета включают усовершенствованную систему глобального позиционирования и инерциальную навигационную систему (EGI), радиостанции UHF и VHF, систему посадки по приборам и систему предупреждения.
Различия между вариантами F-16
F-16B представляет собой двухместный вариант оригинала с тандемными кабинами такого же размера, как у F-16A. Что отличает его, так это удлиненный купол фонаря, который закрывает вторую кабину, что требует уменьшения места для топливного бака в носовой части фюзеляжа и авионики. Этот тип часто используется для обучения: пилот-курсант занимает переднюю кабину, а пилот-инструктор — заднюю кабину.
В ноябре 1981 года F-16 получил значительные усовершенствования в конструктивных и электромонтажных средствах, а также в архитектуре систем. Эти модернизации позволили самолету выполнять различные многоцелевые задачи, включая точечные удары, ночные атаки и перехваты за пределами видимости. Эти усовершенствования проложили путь к разработке самолетов F-16C и F-16D, которые представляют собой соответственно одно- и двухместные версии F-16A/B и оснащены новейшими технологиями управления и индикации в кабине. В настоящее время F-16C/D принят на вооружение всеми ныне действующими подразделениями ВВС США.
Посмотрите это видео об истории вариантов F-16:
Технические особенности
Ф-16 | |
Тип | многоцелевой истребитель |
Производитель | Локхид Мартин Корп. |
Двигатель | F-16C/D одноместный Pratt and Whitney F100-PW-200/220/229 или General Electric F110-GE-100/129 |
Толкать | F-16C/D 27 000 фунтов |
Размах крыльев | 32 фута 8 дюймов (9,8 метра) |
Длина | 49 футов 5 дюймов (14,8 метра) |
Высота | 16 футов (4,8 метра) |
Пустой вес | 19 700 фунтов (8 936 кг) |
Максимальный взлетный вес | 37 500 фунтов (16 875 кг) |
Вместимость топливных баков | 7000 фунтов внутренних (3175 кг) и обычно 12000 фунтов с двумя внешними баками (5443 кг) |
Полезная нагрузка | две бомбы по 2000 фунтов, две AIM-9, две AIM-120 и два внешних топливных бака по 2400 фунтов |
Максимальная скорость | 1500 миль в час (2 Маха на высоте) |
Диапазон | перегоночная дальность более 2002 миль (1740 морских миль) |
Сервисный потолок | выше 50 000 футов (15 километров) |
Вооружение | одна 20-мм многоствольная пушка М-61А1 (500 выстрелов), внешние станции (до шести ракет класса «воздух-воздух»), обычные (воздух-воздух и воздух-поверхность) боеприпасы и блоки радиоэлектронного противодействия |
Экипаж | F-16C один; F-16D один или два |
Себестоимость единицы продукции | F-16A / B 14,6 миллиона долларов (98 фискальных долларов в постоянных ценах); F-16C / D 18,8 миллиона долларов (98 фискальных долларов в постоянных ценах) |
Введение | F-16A январь 1979 г .; F-16C/D Block 25-32 в 1981 г.; F-16C/D Block 40-42 в 1989 г.; и F-16C/D Block 50-52 в 1994 г. |
Инвентарь | Общая численность F-16C/D на вооружении составляет 1017 единиц. |
Блок 70/72
последний вариант F-16известный как Блок 70/72, может похвастаться непревзойденными характеристиками и усовершенствованиями, которые делают его самым совершенным истребителем четвертого поколения на сегодняшний день. Предлагая новые уровни функциональности военно-воздушным силам по всему миру, его передовые возможности заключаются в следующем:
- F-16 Block 70/72 оснащен усовершенствованным радаром для большей ситуационной осведомленности и более быстрого наведения.
- Центральный дисплей на пьедестале с высоким разрешением (CPD) предоставляет пилотам важные тактические изображения и повышает живучесть истребителя.
- Предотвращая аварии со смертельным исходом, автоматическая система предотвращения столкновений с землей (Auto GCAS) зарекомендовала себя как жизненно важное новшество, которому приписывают спасение нескольких пилотов и самолетов F-16.
- Lockheed Martin имеет большой опыт интеграции оружия с F-16 и сертифицировала более 3300 конфигураций оружия и магазина.
- Блок 70/72 с увеличенным сроком службы конструкции 12 000 часов предлагает надежный и простой в обслуживании самолет, который прослужит не менее четырех десятилетий.
- Имея цепочку поставок из более чем 600 глобальных поставщиков, F-16 включает в себя широкий спектр оборудования и компонентов, включая катапультное кресло US18E компании Martin-Baker. Это усовершенствованное сиденье привнесло в F-16 спасательные характеристики пятого поколения.
Кроме того, благодаря конструктивным усовершенствованиям и возможностям этот последний вариант F-16, по прогнозам, обеспечит работу международного флота F-16 до 2060 года и даже позже.