Существующие правила визуальных полетов (ПВП/VFR) и правила полетов по приборам (ППП/IFR) были разработаны для пилотируемой авиации и плохо приспособлены для высокоавтоматизированных авиационных систем. Мировое авиационное сообщество склоняется к новым цифровым правилам полетов (ПЦП/DFR), основанным на предоставлении цифровых информационных сервисов.
В такой парадигме поставщиком информационных услуг для беспилотных авиационных систем (БАС) является цифровая платформа (ЦП) информационного обслуживания полетов (ИОП).
ЦП ИОП выполняют множество функций по предоставлению информации различной природы и назначения пользователям ВП: внешним пилотам дистанционно пилотируемых ВС и автономным БАС.
В зависимости от уровня обслуживания, зрелости технологий и регулирования предоставляемая информация может носить справочный характер, характер рекомендаций или обязательных к исполнению цифровых указаний.
На разных уровнях зрелости всей системы обслуживания полетов человек может находиться внутри, над или вне контура управления. Соответствующим образом перераспределяется ответственность и полномочия в принятии решений между автоматизированной системой, пилотом, регулятором, производителем и разработчиком технических средств.
ЦП ИОП представляет собой комплекс взаимосвязанных цифровых информационных сервисов, который предоставляет информацию на основе данных (аэронавигационных, геопространственных, метеорологических, …) и использует инфраструктуру связи/навигации/наблюдения/управления радиочастотным спектром (CNS+S) для транспортирования данных и измерения параметров движения БВС.
Часть функций ЦП ИОП связана с обеспечением безопасности, и информационное обслуживание регулируется соответствующей нормативной базой. Другая часть информации предоставляется по соглашению поставщика и потребителя для повышения эффективности операций БАС.
В зависимости от уровня рисков функции ЦП ИОП, средства обеспечения данных и инфраструктура CNS+S может/должна быть предметом стандартизации и сертификации, включая процедуру оценки безопасности и присвоение компонентам всей системы соответствующих уровней гарантии проектирования (DAL).
Взаимодействие ЦП ИОП с поставщиками и потребителями данных осуществляется на основе протоколов информационного взаимодействия (API), которые также должны быть предметом стандартизации.
Риск ориентированный подход, состоящий в балансе затрат на обслуживание и обеспечение безопасности, предполагает предварительную оценку рисков на этапе создания ВП, обслуживаемого ЦП ИОП с тем, чтобы сформулировать требования к цифровым сервисам, данным и характеристикам инфраструктуры CNS+S, а также — определить правила и объем сертификации.
ЦП ИОП не предполагают наличия человека в контуре управления, когда для этого будет достигнут соответствующий уровень технологической и нормативной зрелости.
Система обеспечения безопасности в такой высокоавтоматизированной системе будет базироваться на постоянном мониторинге характеристик компонентов системы и плановой деградации обслуживания в случае невозможности обеспечить требуемый уровень безопасности.
Авторские права на данный материал принадлежат компании «Научно-исследовательский центр «Аэроскрипт»».
Цель включения данного материала в дайджест — сбор
максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по
авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и
качество данного материала.