ATO.ru — Некогда крупнейшая российская грузовая авиакомпания AirBridgeCargo планирует возобновить деятельность этим летом на грузовых самолетах Ил-96. Перевозчик прекратил полеты в марте 2022 года после введения западных санкций против российской гражданской авиации.
Авиакомпания сообщила 29 марта, что она ведет переговоры с входящей в ОАК компанией «Ильюшин Финанс» о лизинге двух грузовых самолетов Ил-96-400Т. Эти самолеты ранее эксплуатировались авиакомпанией «Полет» и после ухода последней с рынка с 2014 года находились на хранении на дочернем предприятии ОАК ВАСО в Воронеже.
В пресс-службе ОАК подтвердили планы о том, что детали соглашения находятся на стадии согласования.
В AirBridgeCargo ожидают, что после завершения работ по восстановлению летной годности первый самолет (с номером RA-96103) поступит в парк авиакомпании в июне 2023 года, второй (RA-96101) — в начале 2024-го. Первый самолет был на днях замечен на ВАСО уже окрашенным в цвета заказчика. Однако у него пока отсутствуют двигатели, вертикальное оперение и законцовки крыла.
Первый рейс Ил-96-400Т перевозчик запланировал на июнь 2023 года по маршруту Москва—Пекин. Впоследствии он будет выполняться на регулярной основе, чтобы обеспечить бесперебойное воздушное сообщение между Россией и Китаем, рассказали в авиакомпании.
Это уже вторая попытка AirBridgeCargo приобрести грузовые Ил-96. В 2005 году авиакомпания подписала аналогичный контракт на два Ил-96-400Т с «Ильюшин Финанс», с поставкой годом позже, но он не был реализован.
Ил-96-400Т представляет собой удлиненную на 9,35 м версию базового самолета Ил-96-300; он также оснащен четырьмя более мощными двигателями ПС-90А1. В AirBridgeCargo отметили: выбор в пользу этого типа был сделан потому, что по своим эксплуатационным характеристикам он близок к грузовому Boeing 747, на которых ранее летала авиакомпания, и способен перевозить схожую номенклатуру грузов.
Однако Ил-96-400Т уступает американскому самолету как по взлетному весу — 270 т против 396 т у Boeing 747-400F и 447 т у самой современной модификации 747-8F, — так и полезной нагрузке. Российский самолет может нести до 57 т грузов, в то время как Boeing 747-400F — почти 113 т, а В-747-8F — 137 т. Кроме того, в отличие от американского самолета у Ил-96-400Т нет носовой грузовой двери, которая ускоряет разгрузку.
ОАК в свое время выпустила всего четыре Ил-96-400Т, которые предназначались для «Полета». Два из них были позже переоборудованы в самолеты специального назначения по заказу силовых ведомств.
Перезапуск авиаперевозок с Ил-96 поможет AirBridgeCargo сохранить сертификат эксплуатанта, но не позволит даже близко восстановить прежние объемы бизнеса. Ранее перевозчик эксплуатировал 17 грузовых машин семейства Boeing 747 и один грузовой В-777. В феврале 2022 года на него приходилось более 40% всех грузов, перевезенных российской гражданской авиацией. После того как в марте 2022-го авиационные власти Бермуд отозвали сертификаты летной годности у всех самолетов AirBridgeCargo, последняя не стала переводить их в российский реестр. Прошлым летом авиакомпания сделала попытку продать свой бизнес вместе с самолетами эмиратской грузовой авиакомпании Etihad Cargo, но сделка не состоялась, в том числе и из-за того что владелец AirBridgeCargo Алексей Исайкин попал под британские санкции.
В AirBridgeCargo заявили, что готовы в дальнейшем расширить заказ до 10 самолетов, «а это поможет снять зависимость России от западных производителей Boeing и Airbus в грузовой авиации». Не совсем понятно, когда ОАК сможет выполнить такой заказ — государственная программа развития авиатранспортной отрасли предусматривает, что до 2030 года корпорация должна выпустить только 12 пассажирских Ил-96-300. — ATO.ru