Пожалуй, нет лучшего примера того, как успех флагманского перевозчика страны противоречит экономике страны, чем Турецкие авиалинии.
Инфляция в Турции продолжает оставаться заоблачной: World Data отмечает, что товары по цене 100 турецких лир (5,07 доллара США) в 1960 году теперь обойдутся покупателю в 1,06 миллиарда турецких лир (53 783 доллара США) в начале 2023 года. По данным Центрального банка В Турецкой Республике (TCMB) индекс потребительских цен (ИПЦ) вырос на 43,68% в апреле 2023 г. в годовом исчислении (г/г) по сравнению с базовым уровнем TCMB 2003 г. Пиковый показатель составил 85,51% г/г за последние 12 месяцев в Октябрь 2022.
По данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), ИПЦ «определяется как изменение цен на корзину товаров и услуг, которые обычно приобретаются определенными группами домохозяйств».
В отличие от этого, Turkish Airlines пережила огромный рост в течение нескольких десятилетий. Даже в 2021 году, во время пика пандемии, когда авиаперевозки все еще были в значительной степени ограничены, перевозчик получил чистую прибыль в размере 959 миллионов долларов по сравнению с чистым убытком в размере 836 миллионов долларов в 2020 году. Прибыльность сохранялась в 2022 году (2,7 миллиарда долларов) и в первом квартале 2023 года (233 доллара). миллионов), хотя Турция столкнулась с беспрецедентной инфляцией. В глобальном масштабе некоторые из крупнейших авиакомпаний мира не смогли получить прибыль в первом квартале 2023 года, при этом восемь из 10 крупнейших перевозчиков в США понесли убытки в течение первых трех месяцев 2023 года.
Турецкие авиалинии, основанные 20 мая 1933 года, отмечают свое 90-летие, и у них большие амбиции на будущее.
По словам председателя правления Turkish Airlines Ахмета Болата, авиакомпания планирует заказать 600 самолетов в июне 2023 года с поставкой в течение 10 лет. Разделенный между 400 узкофюзеляжными и 200 широкофюзеляжными самолетами, заказ затмит недавний бум закупок Air India, в результате которого недавно приватизированная авиакомпания заказала в общей сложности 470 самолетов, включая опции, от Airbus и Boeing в феврале 2023 года.
Турецкие авиалинии растут в размерах
Если заказ на 600 самолетов действительно будет реализован, то Turkish Airlines может вырасти с 65 самолетов в 2003 году до авиакомпании с парком из более чем 800 самолетов к 2033 году, что является значительным увеличением всего за 30 лет.
По данным ch-aviation.com, в настоящее время у Turkish Airlines 413 самолетов.
В 2003 году доступный пассажиро-километр (ASK), который указывает общую пропускную способность сети, составлял 24 миллиарда, а спрос, измеренный в коммерческих пассажиро-километрах (RPK), составлял 16,1 миллиарда. Перевозчик завершил год с чистой прибылью в размере 213,8 млн турецких лир (10,8 млн долларов США по сегодняшнему обменному курсу (1 турецкая лира = 0,05 доллара США)). Прибыльность сохранялась в течение следующих нескольких десятилетий, при этом перевозчик показывал убыток только в 2016 и 2020 годах в период с 2003 по 2022 год. К 2019 году ASK достиг 187,7 миллиардов, а RPK вырос до 153,2 миллиардов. К 2021 году мощность и спрос упали до 127,7 млрд ASK и 86,7 млрд RPK соответственно из-за пандемии, но к декабрю 2022 года выросли до 201 млрд ASK и 162 RPK, а это означает, что и спрос, и мощность затмили цифры 2019 года.
Компания описала свою запланированную траекторию роста как «От бутика к вершине» во время презентации в апреле 2023 года, посвященной ее долгосрочному будущему.
Turkish Airlines планирует стать второй по величине авиакомпанией в мире с точки зрения международной пропускной способности, перевезя 171 миллион пассажиров в 2033 году по сравнению с 10 миллионами пассажиров в 2003 году, также намереваясь к тому же году эксплуатировать парк из 813 самолетов.
Ожидается, что этот рост внесет значительный вклад в экономический рост Турции, при этом авиакомпания прогнозирует, что она предоставит напрямую, через экспорт услуг, цепочки поставок и индуцированные эффекты, до 55,6 млрд долларов в 2023 году и 143,9 млрд долларов в 2033 году.
В конце 2022 года общий внутренний продукт (ВВП) страны составил 905 миллиардов долларов, при этом Международный валютный фонд (МВФ) прогнозирует, что ВВП Турции вырастет до 1,03 триллиона долларов к концу 2023 года и до 1,33 триллиона долларов к концу 2028 года.
К столетию Турецких авиалиний
Турецкие авиалинии выбрали 2033 год в качестве контрольной даты роста, чтобы совпасть со столетием авиакомпании.
Но остается один вопрос: как Turkish Airlines удалось справиться с непростой экономической ситуацией в своей родной стране и конкуренцией на Ближнем Востоке, чтобы стать глобальной электростанцией? В конце концов, регион является домом для некоторых из самых узнаваемых имен в отрасли, в том числе Emirates, Etihad Airways, Qatar Airways, SAUDIA и недавно объявленной, но еще не стартовавшей Riyadh Air, а также более мелких перевозчиков, которые базируются в регионе.
Часть ответа заключается в том, что Турция является конечным пунктом назначения для многих пассажиров. Например, в 2022 году турецкие аэропорты обслужили в общей сложности 182,3 миллиона пассажиров, из которых 385 838 были транзитными, согласно данным Главного управления государственных аэропортов (DHMI) Турции. Между тем, международный аэропорт Дубая (DXB), главный хаб Эмирейтс, обслужил 66,1 млн пассажиров, 42% из которых были транзитными, по данным Dubai Airports, управляющей компании DXB и международного центрального аэропорта Дубая (DWC). Группа аэропортов Абу-Даби, которая управляет несколькими аэропортами эмирата Абу-Даби, в том числе международным аэропортом Абу-Даби (AUH), где базируется Etihad Airways, завершила год с 15,9 млн пассажиров. Международный аэропорт Доха Хамад (DOH), узловой аэропорт Qatar Airways, принял 35,7 млн пассажиров. Ни аэропорты Абу-Даби, ни Министерство здравоохранения не уточнили количество или процент транзитных путешественников.
Согласно данным, опубликованным Министерством культуры и туризма Турции, в 2022 году Турция приняла в общей сложности 51,3 миллиона туристов, 44,5 миллиона из которых были иностранцами, а остальные 6,8 миллиона были гражданами Турции, проживающими за границей.
Между тем, согласно отчету Статистического центра Совета сотрудничества арабских стран Персидского залива (GCC-Stat), число туристов в Объединенных Арабских Эмиратах (ОАЭ), Бахрейне, Саудовской Аравии, Омане, Катаре и Кувейте достигло своего пика. — 47,7 миллиона в 2019 году. Центр не опубликовал данные за 2022 год, но статистика за 2021 год показала, что в общей сложности 13,9 миллиона посетителей находились в этих странах в течение года, когда пандемия все еще в значительной степени ограничивала международное передвижение.
Напротив, в 2019 году Турция приняла 51,7 миллиона туристов.
Турецкие авиалинии развивают новый аэропорт Стамбула (IST), а также ныне несуществующий аэропорт Стамбула Ататюрк (ISL) в качестве крупного транспортного узла в регионе, аналогично стратегии, используемой авиакомпаниями Большой тройки Персидского залива, а именно Emirates, Etihad. Airways и Qatar Airways.
Выгодное положение на карте
В то время как многие авиакомпании на Ближнем Востоке стремились развивать свои соответствующие хабы в качестве транзитных пунктов между Северной Америкой, Европой, Африкой, Азией и Океанией, у Turkish Airlines есть одно преимущество: близость IST к Европе.
«Вся Европа, например, находится в пределах досягаемости узкофюзеляжного самолета. У Турции также есть внутренний рынок, который особенно велик в летний туристический сезон и помогает турецким и Pegasus [Airlines – ed. note] для получения одной из самых высоких норм прибыли в отрасли», — отметила авиационная аналитическая компания Cirium в своем отчете. анализ, опубликованный в июне 2022 года.
Даже если новейшие узкофюзеляжные самолеты, такие как A321LR или A321XLR на базе Airbus A321neo, или Boeing 737 MAX-8 или MAX-7, обладают беспрецедентной дальностью полета для узкофюзеляжных самолетов, вопрос заключается в том, будут ли пассажиры готовы сидеть в гораздо меньшем кресле в течение нескольких часов, чтобы путешествовать из Западной Европы в DXB или AUH.
Cirium также подчеркнул, что расположение IST не идеально. Например, добраться до Австралии или Новой Зеландии проблематично на беспосадочном рейсе из турецкого аэропорта, что возможно из DXB, DOH или AUH, о чем свидетельствуют маршруты, предлагаемые Emirates, Qatar Airways и Etihad Airways в крупнейшие города в Австралии и Новой Зеландии.
Глядя на данные о расписании мест в одну сторону для Turkish Airlines, Emirates, Etihad Airways и Qatar Airways в 2023 году, четыре авиакомпании сделали упор на разные рынки.
Вторым по величине рынком для Turkish Airlines является Ближний Восток, в то время как Emirates, за исключением внутреннего рынка, занимает второе место по количеству мест, запланированных для вылета из Европы. Вторыми по величине рынками Etihad Airways и Qatar Airways являются азиатские страны, при этом обе авиакомпании планируют на миллион мест меньше на рейсах из Европы по сравнению с Азией.
Анализ данных OAG, глобального поставщика данных о поездках, подтверждает, что у Turkish Airlines нет запланированных мест из Океании, а авиакомпания планирует вылететь 4,1 миллиона и 3,3 миллиона мест из Азии и Африки соответственно. Между тем, у Эмирейтс есть более 1,8 миллиона мест из Океании, как и у Etihad Airways (0,2 миллиона) и Qatar Airways (1,3 миллиона). За исключением небольшой доли Etihad Airways на рынке рейсов из Северной Америки (0,5 млн мест), Turkish Airlines (2,2 млн), Emirates (2,3 млн) и Qatar Airways (1,9 млн) запланировали значительное количество мест из региона. Тем не менее, базирующаяся в Турции авиакомпания использовала свое географическое положение, предлагая больше рейсов в Южную Америку и обратно (1,1 миллиона мест из Южной Америки), чем Emirates (0,4 миллиона) или Qatar Airways (0,2 миллиона), в то время как у Etihad Airways нет прямых рейсов. в Южную Америку.
Естественно, не каждый рынок легкодоступен по нескольким причинам, включая получение разрешения обязательных регулирующих органов на полеты в определенные страны. Однако все четыре авиакомпании использовали соглашения о совместном использовании кодов для расширения своих сетей за пределы прямых рейсов. Turkish Airlines является частью Star Alliance, а Qatar Airways — членом альянса oneworld, в то время как другие сотрудничают с отдельными авиакомпаниями, чтобы предложить большее количество стыковок со своими хабами и обратно.
Навигация по шторму
В дополнение к своей развитой сети и большому парку самолетов, Turkish Airlines также относительно хорошо пережила финансовый шторм в Турции.
Акции перевозчика, 50,8% которых торгуются на бирже, с начала года упали всего на 6,3%. Но индекс BIST 100, который отслеживает эффективность компаний, инвестиционных фондов недвижимости и трастов венчурного капитала, котирующихся на Стамбульской фондовой бирже, упал более чем на 17,50% с начала года.
По данным Fitch Ratings, которое в феврале 2023 года повысило долгосрочные рейтинги дефолта эмитента (РДЭ) Turkish Airlines с B до B+ в иностранной и национальной валюте, «большая доля доходов генерируется в долларах США и евро». Поскольку авиакомпания хранит свои денежные средства в Турции, а большая часть ее долгов выражена в твердой валюте, это снижает подверженность компании волатильности валютных курсов.
Описывая ситуацию с авиакомпанией, Fitch Rating отметило, что даже при хорошо управляемом валютном риске «из-за географически диверсифицированного потока доходов волатильность лиры увеличивает волатильность спроса. На наш взгляд, обесценивание лиры было сильным, но неустойчивым фактором, привлекающим иностранных туристов».
Кроме того, несмотря на то, что 49,12% акций Turkish Airlines принадлежат Турецкому фонду благосостояния (TWF), поскольку авиакомпания самостоятельно управляет всем своим неакционерным финансированием, ее РДЭ выше, чем у Турции.
Согласно рейтингам Fitch, тот факт, что авиакомпании также были освобождены от «обязательства конвертировать часть доходов экспортеров в иностранной валюте в лиры», также помог Turkish Airlines, поскольку, например, ограничения на арендные платежи «маловероятны».
«Повышение рейтинга отражает более высокие, чем ожидалось, показатели THY», — заключает Fitch Ratings.