В МАИ разработано универсальное программное обеспечение для проектирования, анализа и контроля массы авиатехники на всех этапах жизненного цикла изделия — цифровая платформа весового проектирования. Разработка позволяет решать задачи расчета и контроля массово-инерционных характеристик и центровочных данных, формировать программу заправки и выработки топлива, задачи тарировки топливных баков и другие вопросы.
Самолет с лишним весом
В промышленности существует проблема так называемого перевеса. На практике самолет при сходе с конвейера всегда получается несколько тяжелее запланированного. Это может происходить из-за неточного контроля массы отдельных деталей. Учитывая, что в самолете могут быть сотни тысяч узлов и агрегатов, это сказывается на итоговом весе.
— Превышение массы самолета после взвешивания относительно той, которая принимается на этапе проектирования, может возникать по разным причинам. Это и ошибки проектирования, и изменение требований заказчиком в процессе разработки самолета, невыполнение весовых лимитов комплектующих и так далее, — рассказал начальник НИО-101 МАИ Дмитрий Стрелец.
Фактическую массу определяют после окончательной сборки. Для этого используют специальные авиационные весы, на которые закатывают воздушное судно. Они состоят из одной или нескольких платформ и пандусов и позволяют выдерживать многотонные нагрузки.
Для того чтобы минимизировать расхождения между фактической и теоретической массой воздушного судна проводится ряд организационно-технических мероприятий по анализу и контролю массы изделия на всех этапах жизненного цикла. Цифровая платформа весового проектирования предназначена именно для решения таких проблем.
Как программа МАИ контролирует массу самолета
Цифровая платформа весового проектирования имеет мультисервисную архитектуру. Ее ядром является модуль межсистемного взаимодействия, который обеспечивает связь между всеми сервисами, базами данных, а также внешними системами заказчика.
— Основные сервисы платформы — это расчет массо-инерционных характеристик и центровочных данных; анализ программы заправки и выработки топлива, тарировки топливных баков; весового паспорта изделия; весового проектирования; анализ массо-инерционных характеристик и центровочных данных при изменении вариантов загрузки и каталог вариантов загрузки, — добавил Дмитрий Стрелец.
По его словам система является открытой, что позволяет подключать и другие сервисы, в том числе созданные пользователем. Еще одним преимуществом маевской разработки является ее кроссплатформенность, подчеркнул Дмитрий Стрелец. Цифровую платформу весового проектирования можно развернуть не только на операционной системе Microsoft Windows, но и на отечественной ОС Astra Linux.
Сфера применения
Весовую платформу инженеры МАИ создавали в тесном сотрудничестве с заказчиками из авиационной промышленности. В группу, работающую с требованиями к системе, вошли представители АО «Компания «Сухой», ПАО «Ил», ПАО «Корпорация «Иркут» и других предприятий.
ПО косвенно позволяет бороться с низкой топливной эффективностью. Из-за незапланированного перегруза самолета он сможет принять на борт меньше пассажиров и багажа. В результате растут сроки окупаемости авиатехники.
— Цифровая платформа весового проектирования интересна всем, для кого вопросы центровки, минимизации и контроля массы изделий являются одной из ключевых задач при разработке высокотехнологичной продукции. Кроме авиации и космоса, это судостроение, вертолетостроение, в автомобилестроении появляются проекты летающих авто, для которых это тоже актуально, — сказал Дмитрий Стрелец.
Весовая платформа является полностью отечественной разработкой и предоставляет всем пользователям техническую поддержку. Первым приобретателем полного пакета лицензий на модули программы является АО «Компания «Сухой», где маевская разработка уже внедрена в промышленную эксплуатацию.
Ведутся переговоры о заключении лицензионных договоров с другими отечественными предприятиями, например филиалом ПАО «Корпорация «Иркут» — «Региональные самолеты», АО «ЦНИИмаш». Разработчики уже получили регистрацию на свой продукт в реестре российского программного обеспечения. ПО постоянно дорабатывается и совершенствуется, в частности, сейчас его модули адаптируются к работе с операционными системами российского производства.
Цифровая платформа весового проектирования является частью создаваемой МАИ в рамках программы «Приоритет-2030» новой цифровой среды разработки, сертификации, производства и эксплуатации авиационной и ракетно-космической техники на протяжении всего жизненного цикла.
Авторские права на данный материал принадлежат организации «МАИ».
Цель включения данного материала в дайджест — сбор
максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по
авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и
качество данного материала.