Интервью с Ксенией Гринберг

Ксения - пример того человека, который смог воплотить свои мечты в жизнь! Небо, самолёты, высший пилотаж...

Всё это в откровенной беседе с девушкой-авиатором, Ксенией Гринберг.

Как стать пилотом, что для этого нужно и почему упорство в любом деле рано или поздно даёт свои плоды!

АВТОР интервью: АЛЕКСАНДР СЕРЁГИН

Ксения ГРИНБЕРГ. Фото: из личного архива пилота
Об авиации и жизни

Вопрос:

Ксения, Вы родились в городе Пермь, это авиационный город или нет, что можете рассказать о нём?

Ответ:

Да, считаю, что Пермь можно назвать авиационные городом по двум аспектам (предприятия) и конечно же спортсмены-пилотажники, которые принесли много побед на международном уровне.

Вопрос:

С чего началось Ваше увлечение авиацией, что стало триггером?

Ответ:

С детства люблю технику, а самолёт — эти высшая ступень в мире техники)) Также фильмы и книги про бродячих пилотов, особенно произведения Ричарда Баха усилили желание окунуться в 5-ый океан.

Вопрос:

Расскажите подробнее о самых первых шагах в Вашей лётной карьере?

Ответ:

Мой путь был долгий и тернистый. Мечтать об авиации я начала лет в 14, дальше не поверила в возможность и оставила мечту чем-то красивым и далеким. Затем в 19 лет, мне написала знакомая девушка в VK, что они сейчас развивают полёты на самолетах и не хочу ли я полетать? Конечно, хочу и так я попала на аэродром Луговское и совершила первый полёт на самолёте Golf-100.

Здесь небо украло мое сердечко, и я спустя много лет нашла у себя пост, что обязательно получу пилотское удостоверение и буду летать. Но до этого ещё было долго.

Дальше ввиду стоимости такого увлечения я летала очень редко (раз в год делала себе подарок), но уже после окончания университета и появления работы я начала увеличивать количество полетов.

Дальше я сдала экзамены в Росавиации, но пилотское удостоверение не получила, была волна закрытия АУЦов и мне не повезло.

После этого я стала искать пути развития в авиационном мире и встретила Як-52 и так в мою жизнь вошёл высший пилотаж, здесь я и поняла, что это то, что я хочу и что мне дарит мощные эмоции.

Стала участвовать в соревнованиях, все стало складываться и были первые победы.

Дальше мой триггер по пилотскому снова проявил себя, ведь интересно ещё делиться полётом с близкими людьми и я начала искать лётную школу и мой выбор был сделан в пользу S7 Aero, где я подучила заветное PPL. Теперь летом — спорт на Як-52, а зимой красивые маршрутные полёты на Cessna-172.

Ксения ГРИНБЕРГ. Фото: из личного архива пилота
Ксения ГРИНБЕРГ. Фото: из личного архива пилота

Вопрос:

Как проходило Ваше обучение в аэроклубе, это были какие-то теоретические программы или больше практические занятия?

Ответ:

Обучение, если мы берём высший пилотаж — это все-таки больше индивидуальная история и здесь больше практики, разборов полёта на земле.

Обучение в S7 Aero как раз сбалансированно и воспитало культуру пилота.

 

Вопрос:

Кто были Ваши инструктора и может кого-то можете особенно отметить, кто повлиял на Вас?

Ответ:

Каждый инструктор на моем пути мне дал очень много.

Мой самый первый инструктор Даниил Пьянков — открыл мир авиации, учил выполнять каждый полёт на 5+.

Мой первый инструктор по пилотажу Соловьев Александр — научил чувствовать самолёт, задал стиль Пермской пилотажной школы, этому человеку я благодарна за все.

В S7 Aero Арсен Маркосян — открыл мир маршрутных полетов, научил без страха общаться с диспетчерами, привил культуру полетов, я шла учиться ради пилотского удостоверения, а в итоге полюбила самолёт Cessna -172 и возможность путешествий, как когда-то читала в книгах.

А теперь важный человек в сегодняшнем пилотажном пути — Владимир Ильинский. Восхищаюсь его пилотажем, стараюсь учиться у мастера и конечно благодарна за то, что учит чемпионскому мышлению.

Вопрос:

Любопытно, с одной стороны, Вы уже в достаточно раннем возрасте решили связать свою жизнь с авиацией, но в тоже время Вы не стали получать образование пилота или лётчика, чем был обусловлен Ваш выбор?

Ответ:

В 14 лет, я думала, что стать пилотом гражданской авиации — это для круглых отличников и супер-людей, плюс меня манила профессия юристом (хотела защищать людей), поэтому сложился такой путь, очень интересный))

Вопрос:

Расскажите, как Ваши родственники и друзья отнеслись к тому, что Вы станете пилотом авиации, какая была реакция родных?

Ответ:

Неоднозначно) Часть близких очень волновалась, например мама узнавала о полетах спустя некоторое время. Папа, наоборот, гордился и рассказывал всегда, что я летаю. Но, наверное, когда ты уверен в своём выборе — никто не может как-то повлиять на тебя.

Вопрос:

Что для Вас было самым трудном на первом этапе вашей лётной карьеры?

Ответ:

Примитивно, но зарабатывать на полёты, лет 10 работы нон-стоп. Теперь вроде бы могу позволить полёты, но работа забирает 90% времени.

Вопрос:

Можете вспомнить свой первый самостоятельный полёт в сравнении с полётом в качестве пассажира на легкомоторном самолёте, какие ощущения и реакция была у Вас?

Ответ:

Первый самостоятельный полет был в конце декабря за несколько дней до нового года.

Мне понравилось, самостоятельный полёт — это как подтверждение, что ты уже пилот))

Вопрос:

Чем Вы занимались помимо лётной подготовки, увлечения, работа?

Ответ:

Кроме полетов большая часть жизни — это работа. Несколько направлений: своя digital компания flash_smm (маркетинг, smm, коммуникации), подарочный отдел и последний полтора года управление семейным охранным бизнесом «Альфа». А ещё я увлекаюсь большим теннисом!

О самолётах

Вопрос:

Какие типы самолетов Вами освоены к текущему моменту и какие может быть в планах на освоение?

Ответ:

Golf-100, Cessna-172, Як-52 – освоены.

Цели Як-55, Су-26/29, Extra.

Вопрос:

Golf-100 – что за самолёт и почему он стал Вашим первым тренировочным самолётом? Чем он Вам запомнился?

 

Ответ:

Данный самолёт был единственным в клубе, когда я пришла учиться. Отличный борт, за счёт лёгкости ты постоянно работаешь в полёте, также у него отличный обзор.

Вопрос:

Ваш первый самостоятельный вылет состоялся в декабре 2013 года – почему зимой? Или нет разницы между полетами зимой и летом?

 

Ответ:

Просто поучилось ввиду моих редких полетов, в этот период видимо чаще получалось приезжать на полёты, и инструктор допустил к самостоятельному. Но зимой действительно воздух стабильнее и чем-то проще летать.

Ксения ГРИНБЕРГ. Фото: из личного архива пилота
Ксения ГРИНБЕРГ. Фото: из личного архива пилота

Вопрос:

После Вашего первого полёта прошло три года, и в 2016 году, как следует из Вашей краткой биографии, Вы подняли в воздух всем известный пилотажный Як-52, как так вышло и почему Вы обратили свой взгляд на спортивную авиацию?

Ответ:

Ввиду своей борьбы с Росавиацией за пилотское удостоверение я стала искать новые горизонты полёта для себя.

Вопрос:

Когда и где произошло Ваше знакомство с Як-52? Что можете сказать об этом самолёте?

Ответ:

Знакомство произошло в Перми, аэродром Фролово.

На сегодняшний день — это лучший самолёт. В нем сочетается брутальный и покладистый характер. Самолёт предсказуемый. Интересный, я понимаю, что можно ещё очень много отработать пилотажных фигур и научиться на этом самолёте.

 

Вопрос:

Вами был освоен еще и классический Cessna-172 – летаете по маршрутам? Далеко?

Ответ:

Самый дальний перелёт — это Рязань, на данный момент. Но очень хочется перелёты несколькими бортами, например до Алтая 😀

Вопрос:

Какие самолёты у Вас в планах освоить в ближайшем будущем? Extra-330? Или может реактивные?

 

Ответ:

Як-55 и Extra-330 очень интересны, надеюсь в сезоне 2023 обязательно получится.

Реактивная техника прекрасна, но адекватно оцениваю свои возможности, плюс в поршневом классе мне ещё многому нужно научиться.

Вопрос:

Любопытно, Вы разбираетесь в «начинке» своего самолёта с технической точки зрения, может модернизируете что-то или этим занимается специальный техник?

 

Ответ:

Мне это интересно, я всегда стараюсь крутится поближе к самолету, когда проводятся работы, но увы пока я только любопытный наблюдатель.

О спортивной авиации

Вопрос:

Расскажите о спортивной авиации – когда Вы попали в этот  мир, что о нём изнутри Вы узнали, что Вас удивило или огорчило, как Вы в нём себя нашли?

 

Ответ:

Мир спортивной авиации — это особенное место. Спортивный дух и дух дружбы все вместе — это приятно удивляет. Огорчает отсутствие новой техники, ждем самолёт laros 🤞 Никогда не думала, что соревнования так затягивают, когда выезжаешь на соревнования, то погружаешься во взрослый пионер лагерь и в этом есть своя романтика.

Вопрос:

Как проходит Ваш день спортсмена, принимающего участие в чемпионате России по самолётному спорту, можете рассказать обывателю, малознакомому с нюансами распорядка дня спортивного пилота?

 

Ответ:

Если мы берём именно соревновательные дни, тогда первым делом цель выспаться, плотно позавтракать, пройти медицину и отправляемся на брифинг. Здесь получаем указание по погоде, обстановке, проводится жеребьевка и далее ждёшь свой вылет. Важно на земле максимально отработать свой полёт, прокрутить все в голове. Берём в руки «шарабору» и ходим по воображаемому квадрату, думаем, как нас будет сносить ветерком, как будет полёт выглядеть с судейских позиций. Далее, когда тебе пора лететь, главное побороть волнение и выполнить все чему успел научиться.

Вопрос:

Расскажите о своих достижениях, каких успехов Вы уже достигли и к чему будете стремиться?

 

Ответ:

По 3 лиге — было 1 место. По 2 лиге — 2 место. Дальше цель перейти в лигу як-52/intermedia и выступить достойно.

Вопрос:

Как коллеги мужчины по самолётному спорту относятся к девушке-пилоту?

 

Ответ:

Отлично, ведь все мы одинаковы влюблены в авиацию.

Вопрос:

Кстати, о гендерном равноправии – самолётный спорт для посвященных в это дело всегда был даже чуть больше женским, чем мужским видом спорта. По крайней мере в команде СССР было не мало женских фамилий, какой расклад сейчас в этом спорте с Вашей точки зрения?

 

Ответ:

Мое мнение, хотя мужчин сейчас больше по количеству, но никто сильно не разделяет по гендерному признаку. И важно, девушек в авиации снова становится больше 😊

Ксения ГРИНБЕРГ и пилоты участники соревнований ЧР-2022. Фото: Александр Серёгин © АСППА ИМАДЖЕС АНО

Вопрос:

У Вас есть кумиры в самолётном спорте, неважно из России или зарубежных пилотов? Если да, то кто они и почему?

 

 

Ответ:

Из российских пилотов — Светлана Капанина, красивый пилотаж и высокие достижения. Владимир Ильинский — четкий пилотаж со своим индивидуальным почерком.

Вопрос:

Насколько Вы выкладываетесь, участвуя в соревнованиях по своим ощущениям? Рискуете или стараетесь не рисковать, выполняя пилотаж?

 

 

Ответ:

На данном этапе я летаю аккуратно, но стараюсь на максимум.

Вопрос:

Что касается проведения чемпионата России, Вам как в общем-то новому поколению спортсменов, чтобы хотелось изменить в этой дисциплине, что-то убрать или добавить?

 

Ответ:

Все устраивает.

Вопрос:

Как Вы думаете, с чем связана низкая популярность авиационного спорта в России сейчас? Как прийти к тому, чтобы спорт стал популярен в массах?

 

Ответ:

Думаю, несколько причин, в какой-то момент не было практически никакой информации о том, как стать пилотом-спортсменом, сейчас с развитием соцсетей легче найти и узнать, где и как этому учат. Также момент финансовый, спорт не из самых доступных. Прийти поможет популяризация и дальнейший интерес спонсоров, меценатов, который даст возможность летать.

О проекте Русские авиационные гонки!

Вопрос:

Как Вы попали в этот интересный проект?

Ответ:

Однажды на аэродроме в ожидании полетов рассказывала пилотам чем я занимаюсь, тк на тот момент я была новенькая в Дракино. Через какое-то время час-два в момент разбора полётов подошли пилоты и один из создателей проекта Алексей Иванов, оказалось, что проект в поиске специалиста по продвижению и после этого мне было назначено собеседование, затем был тестовый период и затем мы стали работать.

 

Вопрос:

Что такое авиагонки для Вас, как Вы их видите и ощущаете?

Ответ:

Авиационные гонки — это больше чем работа, тк данный проект всегда требует индивидуального и творческого подхода, плюс в лётный сезон в нашей команде мы все работаем в режиме многозадачности. Проект дарит людям мечту, яркие воспоминания, эмоции.

Вопрос:

В чем разница между авиагонками и классическим самолётным спортом?

 

Ответ:

Авиагонки — это драйв, скорость, для зрителя очень интересно.

Самолетный спорт — тонко, ювелирно. Для спортсмена — это личная победа и соревнование с самим собой, чтобы показать максимум.

 

Проекту Русские авиационные гонки в 2023 году исполнилось 5 лет! Фото: Александр Серёгин © АСППА ИМАДЖЕС АНО
Ксения ГРИНБЕРГ. Фото: из личного архива пилота

Вопрос:

Что касается аналогичных соревнований, то были всем известные Red Bull Air Race? А есть ли в мире ещё проекты схожие по концепции с Русскими авиагонками и Red Bull Air Race?

Ответ:

В данный момент Русские авиационные гонки — единственные в мире!

 

Вопрос:

Чем Вы занимаетесь в проекте Русские авиационные гонки?

Ответ:

Smm, коммуникации, развитие.

Вопрос: 

Для Вас как для спортсмена, что дали в Вашем опыте Русские авиационные гонки?

Ответ:

Полёт по трассе даёт уникальный опыт и драйв, который есть только в гонках.

Вопрос: 

Насколько большая разница в пилотаже (может в нагрузках и прочее) между прохождением воздушной гоночной трассы на спортивном самолёте и классическим пилотажем во время чемпионата России по самолётному спорту?

Ответ:

В пилотаже стараешься выполнить каждую фигуру красиво, чёткие линии, равномерные.

Проходя трассу, пытаешь сократить время, придумываешь решения, чтобы быстро и безопасно улучшить время.

Разные задачи, но интересно все.

Вопрос:

Чтобы Вы хотели изменить в Русских авиационных гонках?

 

Ответ:

Хотелось бы добавить количество гонок, регионы у вас есть шанс успеть написать нам 😃

 

Вопрос:

Что нужно сделать для того, чтобы зрителей стало приходить всё больше на Русские авиационные гонки?

Ответ:

Мы максимально активно продвигаем себя в соцсетях, сми, работаем в этом направлении, в целом замеряя динамику с каждым годом — мы растём, интерес и просмотры становятся выше.

Вопрос:

Какие пилотажные группы России и мира Вам нравятся, может следите за кем-то конкретным?

 

 

Ответ:

Стрижи, Русские Витязи, Реакторы, Первый полёт.

Звезда скоро порадует новыми сюрпризами в 2023 году.

В мире намного более развит данный сегмент, поэтому сложно перечислить.

Ксения, большое спасибо за уделённое время!

Интервью подготовил Александр Серёгин, Главный редактор АНО «Международное агентство спортивной фотографии АСППА ИМАДЖЕС», АВИА ИМАДЖЕС, 2023

Автор фотографий: Александр Серёгин (за исключением фотографий представленных Ксенией Гринберг из личного архива).

«Русские авиационные гонки» в сети Интернет:

Сайт Авиагонок — https://russianairrace.ru/

Авиагонки Вконтакте — https://vk.com/russianairrace

Федерация Авиагонок — http://vfag.ru/

ПОДЕЛИТЬСЯ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ: