Больше 30 лет Светлана Капанина провела за ручкой штурвала пилотажных самолётов! Светланой Владимировной освоены такие самолёты, как широко известные пилотажные Як-52, Як-50, Як-55, Су-26, Су-29, Су-31 и их модификации, Extra 300, Extra 330. И едва ли это весь список!
Спортивная авиация в России всё ещё жива, и, во многом, благодаря стараниям и усилиям таких людей, как Светлана Владимировна. В нашей стране их единицы, поэтому каждый из этих замечательных людей, болеющих с молодых лет авиацией, на особом счетё в лётном мире. Достижения Светланы — отдельная объёмная статья. Её выступления обсуждают, о ней рассказывают, и даже сочиняют замечательные музыкальные композиции (спасибо барду Николаю Анисимову из Белоруссии!).
После выступления в 2022 году на аэрофестивале «Небо» в Подмосковье на аэродроме Чёрное (см. репортаж) и выступления на аэрошоу в Кубинке (см. репортаж), Светлана Владимировна Капанина любезно согласилась ответить на предложенные вопросы и рассказать о текущем положении дел в спортивной авиации в России и мире.
Вопрос: Светлана Владимировна, как и насколько изменился авиационный мир, с Вашей точки зрения, с момента, когда Вы впервые, как пилот сели за штурвал самолета, в сравнении с днем сегодняшним?
Ответ: Это небо и земля! Одно то, что раньше были все полеты бесплатными, самолеты на выбор и летать можно было вдоволь… То сейчас все ровно наоборот: самолетов нет, финансирование минимальное, соответственно и налет меньше минимума…
Вопрос: насколько коренные изменения за последние 20-30 лет произошли в спортивной авиации, что касается авиатехники?
Ответ: Производство лучших в мире пилотажных самолетов Сухого закрыто. Для участия в соревнованиях приходится арендовать авиатехнику у зарубежных соперников.
Вопрос: Вы достаточно тепло чуть ли не в каждом интервью отзываетесь о самолетах ОКБ им. Сухого, что касается спортивной авиатехники – Су-26 и Су 31. Но уже много лет Вы летаете на немецком Extra 330, ввиду того, что производства и поддержки спортивных самолетов Сухого больше в России не существует, как известно. Можете поделиться опытом, описать словами, на сколько это возможно, ощущения от пилотажа на Су и Экстре? В чем отличия, какие особенности одного, и другого, нюансы пилотажа?
Ответ: Не секрет, что я люблю самолеты Сухого и при любом возможном случае с большим удовольствием летаю на них. Это лучший в мире самолет не только по своему внешнему виду, но и по аэродинамическим и прочностным характеристикам. А по эргономике и катапультной системе ему вообще нет равных.
Конечно у Экстры тоже есть свои плюсы, такие как легкие элероны и большая угловая скорость вращения, но самый большой плюс у самолетов Extra – это двухместный вариант для тренировочного обучения пилотажу.
Вопрос: есть ли сейчас в России какие-то проекты по производству спортивной авиатехники, о которых Вам известно, или, возможно в которых Вы участвуете?
Ответ: Много разговоров, дальше которых почти никто не продвинулся…
Вопрос: сейчас Вы летаете на Extra 330, но может помимо Су, и Экстра еще есть самолеты из мира спортивной авиации на которых Вы летали или хотели бы попробовать полетать?
Ответ: Конечно же я летала на самолетах Яковлева, из которых хочется выделить двухместный учебно-тренировочный самолет Як-52.
Вопрос: спортивный самолет – это как гоночный автомобиль, чтобы принимать участие в гонках, нужна серьезная техническая команда, которая работает с машиной, согласны ли Вы с таким сравнением? Что касается авиаспорта, как обстоят дела у Вас с обслуживанием самолета, кто готовит самолет к выступлениям, как много приходится с ним возиться и может даже что-то модернизировать под Ваш стиль пилотажа?
Ответ: Конечно согласна. Каждый пилот настраивает самолет под себя: одни любят тяжелые элероны, другие – легкие. Так же посадка в самолете имеет огромное значение, каждый подбирает «подушки» под себя например.
Вопрос: насколько известная песня «Пилотажный рок-н-ролл «Светлана»» Николая Анисимова, посвященная Вам, передает обстановку в кабине пилота во время пилотажа? И есть ли у Вас любимая фигура высшего пилотажа?
Ответ: Николай передал атмосферу полета во всех необходимых красках!
Нельзя выбирать любимую фигур, а то остальные обидятся 😉
Вопрос: на одном из крайних показов, на фестивале Небо, в Подмосковной Балашихе, Вы показали парный пилотаж с Романом Фалем. Пилотаж выглядел крайне эффектно. Можете рассказать о парном пилотаже, это был первый опыт или Вы уже летали в таком составе на каких-то показах, в чем особенность парного пилотажа на спортивных самолетах? Откуда вообще такая идея пришла и будете ли Вы ее развивать в будущем?
Ответ: Пилотажные полеты по-своему сложны и интересны. У меня давно была мечта создать женскую пилотажную группу на самолетах Сухого. Возможно, когда-нибудь это мечта сбудется, а пока мы летали в составе трех самолетов в Китае и впервые в России на фестивале в Чёрном. Наша группа даже имеет название «SK TEAM». Надеюсь, эта группа будет процветать и завоевывать сердца публики!
Вопрос: кстати о будущем! Вы тренер, который занимается подготовкой новобранцев и не только в мире спортивной авиации. На сколько мне известно, Вы базируетесь в Подмосковье в Серпухове на аэродроме Большое Грызлово. Можете приоткрыть завесу и поделиться опытом работы с молодыми пилотами, кто они, где Вы их находите, как тренируете и есть успехи на этом направлении?
Ответ: У меня очень мало спортсменов. Пока еще летаю сама, а тренерская работа занимает много времени и сил.
Вопрос: что можете рассказать публике о Ромене. В широких массах у нас в России этот пилот малоизвестен, на сколько я знаю. Это был его первый авиационный показ в России?
Ответ: Ромен из Франции. Но захотел выступать за сборную команду России по высшему пилотажу, о чем написал нашему Президенту РФ. Сейчас он имеет российское гражданство и входит в состав сборной команды России от города Москвы.
Вопрос: очень интересен вопрос с проведением соревнований. Что касается Чемпионатов мира и Европы. У нас в России эти события, а равно как и Чемпионат России и Москвы освещаются только очень специализированными медиа, в массмедиа это не попадало, даже год-два назад. В чем причина по Вашему мнению такой проблемы? Авиаспорт не интересен публике? Или это чисто коммуникативная проблема?
Ответ: Хоть авиационный спорт и элитный, но из-за своей недоступности он не массовый, в этом основная причина.
Вопрос: опыт «Первого полета» и Русских авиационных гонок и Ваш опыт показывают открытость к публике, но точки соприкосновения с массовым интересом к спортивной авиации так и не найдено, посещаемость чемпионатов почти нулевая (России и Москвы). В данном случае речь идет о том, что в России есть немало отличных пилотов, на интересных самолетах, которые также могли бы принимать участие хотя бы в авиапоказах, но предпочитают получать удовольствие от пилотажа, не делясь этим с публикой или не зная, как это сделать. Не кажется ли Вам, что за редким исключением сообщество авиаторов в России слишком закрыто от публики и несогласованно между собой?
Ответ: Летать на авиашоу очень не просто и самое главное очень ответственно. Для этого должен быть не малый опыт. Ведь самолет ошибок не прощает, а на земле не одна тысяча людей, которым необходимо на ряду с красотой полета обеспечить безопасность.
Вопрос: по Вашему мнению, что нужно для того, чтобы провести Чемпионат Москвы в Большом Грызлове или Дракино на аэродроме ДОСААФ и привлечь внимание публики, ведь фестиваль Небо в Балашихе проходит который год с большим размахом, особенно если судить по интересу общественности по прошлому 2021 году? А о том, что в Большом Грызлове состоялся Чемпионат Москвы 2022 мало кому было известно…
Ответ: Надо признаться, что классический чемпионат не так интересен для публики, ведь не каждый понимает тонкости пилотажа и различия между пилотами. Но вот одно из упражнений, которому мы в последнее время не уделяем должного значения очень интересен – это фристайл. При грамотной организации, можно было бы собирать людей на закрытие соревнований с проведением 4-го упражнения.
Вопрос: с точки зрения обычного зрителя, спортивная авиация — это маленькие юркие самолетики, которые высоко в небе делают различные фигуры, которые не каждый сможет оценить визуально. Но если спорт и авиашоу, когда Вы проноситесь в нескольких метрах от земли соединить вместе, то интерес у публики может появится, так как людям очень важно иметь контакт с пилотом, который только что победил или был близок к этому. Напрашивается мысль о совмещении спорта и показов, возможно ли это и нужно ли это авиаторам по Вашему мнению?
Ответ: Конечно, именно это и необходимо показывать публике. Фристайл под музыку и обязательно выруливание и заруливание должно быть рядом с публикой, тогда интерес повышается.
Вопрос: Светлана Владимировна, Вы личность давно известная на всю страну, не пришло ли время поделиться своим опытом, своей историей, биографией с людьми, не задумывались о написании книги? Может, даже с элементами описания техники пилотажа, и прочих моментов связанных с летным опытом? Стоит нам этого ждать в ближайшем будущем?
Ответ: Да. Я не писатель, но наброски уже есть. Возможно когда-нибудь случиться чудо в виде мемуаров…
Спасибо большое!
Интервью подготоил Александр Серегин, Главный редактор АНО АСППА ИМАДЖЕС, АВИА ИМАДЖЕС, 2022
Автор фотографий: Александр Серёгин