АВИАЦИОННАЯ ФОТОГРАФИЯ | PRESS PHOTOGRAPHY AGENCY | АЛЕКСАНДР СЕРЁГИН

Андрей Якимов после финиша ЧР 2024 года ответил на вопросы портала АВИА ИМАДЖЕС

Спортсмен-пилотажник из Москвы, кандидат в мастера спорта, участник международных чемпионатов по самолётному спорту в классе Advanced, участник всероссисйких соревнований в классе Unlimited (Неограниченный), большой поклонник программы Фристайл в самолётном спорте. А ещё его тренер знаменитая чемпионка Светлана Владимировна Капанина.

ИНТЕРВЬЮ И ФОТО: Александр Серёгин

Андрей Якимов, ЧР 2024, Большое Грызлово, Серпухов. Фото: Александр Серёгин © АСППА ИМАДЖЕС АНО
Андрей Якимов, ЧР 2024, Большое Грызлово, Серпухов. Фото: Александр Серёгин © АСППА ИМАДЖЕС АНО

Александр Серёгин:

Здравствуйте, Андрей!

Только что завершился 33-й по счету Чемпионат России по самолетному спорту в категории «Неограниченный», Вы один из участников, расскажите пожалуйста, как давно Вы выступаете на таком уровне и меняется что-то от года к году или нет, как в целом для Вас сложился этот чемпионат, какие эмоции и результаты он преподнёс?

Андрей Якимов:

В целом, для меня этот чемпионат сложился примерно также как и все предыдущие, по результатам многоборья я занял 8-е место. Мне классический пилотаж из-за строгой последовательности действий дается намного сложнее чем фристайл.

Фристайл изначально притягивал меня в этом спорте тем, что есть мощная свобода импровизации. Всегда можно вывинтить и все обыграть словно так и было задумано. Плюс это уже шоу: все выступление происходит под музыку и с работающей дым системой. Полет, и сам по себе динамичный, становится эффектным, ярким зрелищем.

Выступать в кассе Unlimited я начал в 2022 году, а к тренировкам приступил сразу после возвращения с чемпионата Европы в 2019 году. На мой взгляд отличия в этом временном периоде есть и очень большие. Изменился почерк полёта, стал более точным и агрессивным. Но в полете нагрузка на организм колоссальна и это очень влияет на детали выступления. На зачётных полетах волнение берет вверх над сноровкой, и я делаю какую-то очень смешную и простую ошибку. Что-то типа выхода не в ту сторону. Получаю за это заслуженную баранку и начинаю терять высоту в общем рейтинге.

В этот раз как итог: набрал целое ожерелье этих баранок 🙂

А.С.:

Как Вы можете охарактеризовать площадку – аэродром Большое Грызлово с точки зрения пилота-спортсмена, сложнее здесь пилотировать или нет относительно других аэродромов, например Дракино и Михеево (прим. – чемпионаты 2022 и 2023 годов соответственно), и в чем эти отличия для Вас?

А.Я.:

Площадка Большое Грызлово (прим. – город Серпухов, Московская область) для меня – уже родной Аэродром, его я знаю, как свои пять пальцев. Хотя место, где разложен квадрат, по истине магическое и очень для меня сложное.

Квадрат находится буквально через дорогу от аэродрома. Смещаешься в сторону от полосы, где всегда тренируешься, и оказываешься словно на незнакомой для тебя территории. Все привычные ориентиры находятся совсем под другим градусом и не особо похожи на то, что подсовывает мозг по памяти. Такие метки-трансформеры, как узор в калейдоскопе: поменял положение – поменялась картинка.

Площадка Дракино для меня, наверное, самый подходящий для пилотажа аэродром из-за очень удобных ориентиров и расположения относительно местности. В Михеево тоже комфортно для спортсменов, опять же из-за ориентиров, которые сильно упрощают работу в квадрате.

Ну и немаловажный вопрос — это отсутствие парашютистов. Мы всегда друг другу мешаем. Из-за постоянных выбросок спортсменов и любителей, потренироваться в квадрате на нашем аэродроме возможно только в будние дни. К примеру, в этом году до Чемпионата России я летал в квадрате всего 3-4 раза, этого прямо скажем мало для хорошего результата.

А.С.:

Расскажите, с технической точки зрения Вы и ваш самолёт насколько были готовы к этому чемпионату, были какие-то сложности с техникой, и вообще есть ли какая-то специальная подготовка спортивного самолёта именно к соревнованиям?

А.Я.:

Я всегда готов в физическом плане, а самолет всегда готов в техническом плане. Extra 330CS с двигателем сандерболт очень мощный и позволяет вытягивать спокойно все имеющиеся фигуры в классе Unlimited. Какой-то специальной подготовки нет. Есть классическая, при которой пилот-спортсмен должен всегда перед каждым вылетом проверять все видимые узлы и элементы и ко всему прислушиваться. В общем, лучше все сто раз проверить на земле, чем потом с чем-то нештатным столкнуться в воздухе.

Светлана Капанина и Андрей Якимов, ЧР 2024, Большое Грызлово, Серпухов. Фото: Александр Серёгин © АСППА ИМАДЖЕС АНО
Андрей Якимов, ЧР 2024, Большое Грызлово, Серпухов. Фото: Александр Серёгин © АСППА ИМАДЖЕС АНО

А.С.:

А физическая подготовка пилота как происходит к чемпионату, есть ли у Вас, например, специальная диета, или вес пилота в кокпите спортивного самолёта значения не имеет?

 

А.Я.:

Физическая подготовка, несомненно, очень важна. Я регулярно занимаюсь спортом, и обязательно в полётный день у меня должна быть какая-то аэробная нагрузка. Это позволяет телу адаптироваться и полёт будет происходить намного легче. Какой-то специальной диеты нет. Но для хорошей тренировки или соревнования нужно много сил, потому ужин накануне бывает с мясными блюдами. А если, к примеру, ужинать рыбой, то энергии на следующий день будет маловато для полета.

А вес конечно-же имеет очень большое значение: чем легче пилот, тем больше тяга у самолета. К примеру, на Чемпионате России я заправляю только половину бака, чтобы в случае нехватки высоты можно было набрать. Есть много сливных по высоте фигур. На них можно терять по 200 — 300 метров, и любой лишний вес затруднит набор высоты.

А.С.:

Можете чуть подробнее рассказать о своей команде с кем Вы работаете, а также о технике, которую Вы сейчас используете?

А.Я.:

Если мы говорим о команде России, то это все очень хорошо подготовленные лётчики с большим и очень большим стажем, такие как Светлана Капанина и Михаил Мамистов. Все их регалии даже не перечислить! Ну и соответственно их огромный опыт, которые они передают всем нам. Но, как показывает практика, до их уровня нам ещё расти и расти! Моим тренером является Светлана Капанина. Надеюсь я когда-нибудь смогу летать на таком же уровне, как и она!

А вообще, помимо наших тренеров, у нас очень сильная судейская команда. Она состоит из чемпионов с огромнейшим опытом налёта, от острого взгляда которых не ускользнет ни один барашек!:)   

В настоящий момент в категории Unlimited пилоты летают на самолётах Extra, Су-26 и Су-31. К слову, Extra делится еще на два типа: Extra 330CS (одноместная) и Extra 330LX (двухместная).

А.С.:

Ваш пилотаж был весьма ярким, по крайней мере с точки зрения болельщика с земли, казалось, Вы летали местами несколько ниже других участников, что это визуальный обман или Вы действительно работали близко к нижнему пределу пилотирования, он 100 метров от земли же составляет по правилам?

А.Я.:

Спасибо за оценку моего выступления, очень приятно! К сожалению, в моем пилотаже присутствовали ошибки, говорил про них выше. Что касается высоты, да, на некоторые комплексы заходил на допустимой низкой отметке. На сливных по высоте фигурах в одном случае достиг порога в 220 метров в нижней точке. Эта не критическая величина, и у меня мощный самолет, который позволяет набрать необходимую высоту для следующей фигуры. Ну и никто не отменяет технику безопасности, когда надо прервать выполнение комплекса и уйти на безопасный уровень. Нижний край высоты в категории Unlimited является отметка в 100 метров. В случае нарушения этого правила спортсмен сразу же дисквалифицируется главным судьей.

А.С.:

Какая вообще сейчас конкуренция в Чемпионате России в категории Неограниченный (Unlimited) на Ваш взгляд, насколько большая разница между результатами пилотов этой категории?

А.Я.:

Конкуренция между нашими чемпионами и нами достаточно большая. Постольку поскольку все спортсмены сильные, то соревноваться в любом случае нелегко, особенно с такими профи как Михаил Мамистов и Светлана Капанина. В этом чемпионате отлично проявились Василий Плотников и Дмитрий Самохвалов. Фактически все спортсмены владеют своим мастерством и настанет время, когда разрывы в результатах будут минимальными.

К примеру, на чемпионатах мира разница между лучшими пилотами буквально в десятых частях. Чтобы победить на чемпионате мира нужно летать на 82-83% или ещё выше, тогда есть шанс попасть в тройку лучших пилотов. 

А.С.:

Вы боролись с такими признанными асами мировой спортивной авиации, как Михаил Мамистов и Светлана Капанина – насколько реально вообще на Ваш взгляд их опередить в турнирах?

А.Я.:

Да, я соглашусь, они признанные асы и лучшие пилоты мира! На мой взгляд и обратившись к опыту прошедшего чемпионата шанс есть! Тогда, когда они уйдут на пенсию! 🙂

Андрей Якимов, ЧР 2024, Большое Грызлово, Серпухов. Фото: Александр Серёгин © АСППА ИМАДЖЕС АНО

А.С.:

На чемпионате России в эти дни на вашем самолёте также летала Светлана Капанина, это было для Вас испытанием или же наоборот придавало больше сил и уверенности, ведь какие-то настройки самолёта всё равно общие, а какие-то индивидуальные (прим. — подгонка кресла, педали и т.д.) и по результатам уж точно не скажешь, что у меня самолет был хуже готов, чем у соперника?

А.Я.:

Нет, для меня это было наоборот, как талисман. Самолёт стал чемпионом, отчего вдвойне приятно! Я летаю на своем самолёте один и обычно не вижу, как он выглядит в воздухе. Очень мне было интересно наблюдать за самолётом и Светой в небе, за её очень красивым и чемпионским полётом. Что касается настроек самолёта, то он у нас он настроен на одни и те же скорости, поэтому летать было очень комфортно.

А.С.:

В каких соревнованиях по самолётному спорту в этом сезоне Вы ещё планируете принимать участие?

А.Я.:

В этом году в сентябре планируется кубок Москвы также на аэродроме в Большом Грызлово, я планирую в нём участвовать.

А.С.:

Вы следите сейчас за мировым авиационным спортом, за кем-то конкретным может быть?

А.Я.:

Вы знаете, так как я предпочитаю дисциплину «фристайл», то наблюдаю за американским пилотом Робом Холандом. Он летает на очень интересном самолете MX, выполняет весьма сложные фристайловые фигуры, в общем там есть на что посмотреть. А так я, конечно же, болею за Наших! Мы лучшие!

А.С.:

Немного о технике, которую используют спортсмены. Незадолго до нашего российского чемпионата, состоялся очередной открытый чемпионат Англии по самолётному спорту, там пилоты используют кроме ставших уже стандартом спортивной авиации Extra 330, такие самолёты, как Edge 360, XtremeAir XA41, CAP231EX, CAP 232, а у нас зато есть классические Сухие – 26, 31, Вы используете Extra 330, с чем связан Ваш выбор в пользу Extra и что можете сказать о вышеназванных самолетах, не хотелось бы попробовать себя за их штурвалом именно на соревнованиях, может был опыт пилотажа на каком-то из них и в чем вообще различие между разными самолётами, которые летают в одном классе?

А.Я.:

К моему сожалению или может к счастью, я летал и летаю только на Extra. Мне очень нравится этот самолет, очень легкий по рулям, скорость углового вращения составляет 420 градусов в секунду, обладает очень хорошей тяговооруженностью. По отзывам, наши Сухие очень хорошие, но так как я сам лично на них не летал выводов не сделаю. Наблюдал с земли за ними: Extra выглядит намного динамичнее. Важное отличие от Extra в том, что осадка и обзор пилота в кабине самолета Су-31очень хорошо продуманы. Лётчик находится почти в лежачем положении, что абсолютно точно положительно влияет на переносимость перегрузок в полете. После тренировки на Extra сразу требуется поход к мануальному терапевту😊. Все это происходит из-за практически отсутствия наклона спинки кресла пилота. Пилот Экстры чувствует перегрузку намного сильнее, чем пилот Сухого.  У меня в планах есть освоить Су-31 в этом году, тогда смогу поделится своими впечатлениями. Ну а про другие самолёты пока сказать тоже ничего не могу, поскольку не было опыта взаимодействия с ними, да и они достаточно редки для нас.

А.С.:

В России на самом деле крайне мало информации о пилотах-спортсменах по самолётному спорту, расскажите пожалуйста о себе немного, как пришли в авиацию и в авиаспорт?

А.Я.:

Я родился в Москве. Сейчас я являюсь КМС сборной России по самолётному спорту, а интерес к авиации присутствовал в моей жизни всегда, постепенно становясь мечтой. Впервые я смог понять и почувствовать, что же такое самолёт в 2009 году по подарочному сертификату на высший пилотаж на самолете ЯК -52. С этого всё и началось. Домой с аэродрома я уехал с кучей информационных материалов по изучению самолёта и лётного дела. Работа в то время отнимала много времени, мне пришлось взять временную паузу, а мечта тем временем превращалась в план. В 2013 году записался на курсы частного пилота в АБН Аэро, в январе 2014 года началась моя лётная практика. Первый самостоятельный вылет произвел в апреле 2014 года. В сентябре 2015 года начал осваивать первый пилотажный самолёт- RV7A. Первый ознакомительный полет на EXTRA 330LC состоялся в октябре 2015 года. Это был переворот сознания, я был настолько поражён и удивлён его угловыми скоростями и манёвренностью, что сразу же полюбил эту машину всем сердцем и душой.

А.С.:

Какие соревнования, кроме самолётного спорта Вам нравятся, может за кого болеете?

А.Я.:

Увлекаюсь мотоциклами и мототехникой всех мастей. Люблю бегать, плавать, заниматься споротом и путешествовать. В последнее время я начал увлекаться горным туризмом. В рюкзаке опыта две вершины: Килиманджаро 5895 метров и Эльбрус 5642метра. На этом планирую не останавливаться и идти выше! 🙂

А.С.:

Супер, огромное спасибо за интересный разговор, Андрей!

Желаю дальнейших спортивных и жизненных успехов и покорений всё новых и самых высоких вершин!

А.Я.:

Спасибо!

Андрей Якимов, ЧР 2024, Большое Грызлово, Серпухов. Фото: Александр Серёгин © АСППА ИМАДЖЕС АНО
Андрей Якимов, ЧР 2024, Большое Грызлово, Серпухов. Фото: Александр Серёгин © АСППА ИМАДЖЕС АНО
Андрей Якимов, ЧР 2024, Большое Грызлово, Серпухов. Фото: Александр Серёгин © АСППА ИМАДЖЕС АНО

ИНТЕРВЬЮ И ВСЕ ФОТО: Александр Серёгин

ПОДЕЛИТЬСЯ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ:

Прокрутить вверх