АВИА ИМАДЖЕС

СПОРТИВНАЯ АВИАЦИЯ РОССИИ

АВИА ПРЕСС ФОТО

АВИАЦИОННАЯ ФОТОГРАФИЯ | PRESS PHOTOGRAPHY AGENCY | АЛЕКСАНДР СЕРЁГИН

В России пять лет назад был презентован отечественный спортивный авиационный проект — «Русские авиационные гонки»! Сейчас это известное спортивно-развлекательное авиашоу. Но кто создал его и какие цели преследовал?

Сегодня мы побеседуем с одним из организаторов и вдохновителей «Русских авиационных гонок». Это москвич Алексей Иванов — мастер спорта, чемпион России по высшему пилотажу, призер отечественных чемпионатов.

Алексей Иванов, 2021 год, выступление во время авиашоу в Подмосковье (Балашиха), аэродром Чёрное. Фото: Александр Серёгин при поддержке Canon Professional Service РУС

Именно он, вместе со своим другом, известным пилотом Дмитрием Мотиным с помощью и поддержкой своих коллег организовали в 2018 году «Русские авиационные гонки»! А уже спустя пять лет эти соревнования, создававшиеся буквально на энтузиазме и искренней любви к авиации и её спортивной составляющей переросли в нечто большее. С 2023 года создана Федерация авиационных гонок России, а Министерством спорта России оформлена отдельная спортивная категория в самолётном спорте.

Самолётный парк Русских авиационных гонок, 2022 год, выступление во время авиашоу в Подмосковье (Балашиха), аэродром Чёрное. Фото: Александр Серёгин при поддержке Canon Professional Service РУС
Об авиации и жизни

Вопрос:

Алексей, расскажите, пожалуйста, авиация — это Ваше единственное профессиональное занятие, или Вы совмещаете лётную профессию с другой?

Ответ:

Сейчас это моя основная профессия, я всецело посвящаю себя проекту авиагонок и занимаюсь совместно с моими коллегами, в частности, Дмитрием Мотиным, организационными вопросами наших соревнований, работы хватает! Это и технические вопросы, и вопросы работы с Министерством спорта и согласования площадок для проведения авиагонок на новый сезон.

Вопрос:

Как и почему Вы решили заняться лётным делом? Что стало причиной, мотивом?

Ответ:

Причина, по которой я поднялся в небо – адреналин! В 34 года я находился в поиске увлечения, которое могло бы мне доставить удовольствие. Я перепробовал разные виды спорта, те же горные лыжи, что является достаточно экстремальным видом спорта, и никак не мог найти то, что мне действительно понравилось бы и увлекло. Но когда я очутился в кабине спортивного самолета, все начало меняться, хоть и не с первого момента!

Вопрос:

Как происходило Ваше знакомство с авиацией?

Ответ:

В 2008 году я нашел ближайший аэродром с аэроклубом, где можно было подняться в небо на спортивном самолете Як-52. Это было в Подмосковье, в Подольске в районе Кузнечиков. Я в качестве пассажира, которому сказали ничего не трогать в кабине и ни к чему не прикасаться, поднялся ввысь! Чётких ощущений я сейчас, конечно, уже не воспроизведу, да и трудно их воспроизвести словами – надо ощутить самому! Мне попался молодой, но заинтересованный инструктор, который рассказывал про полеты и о возможности летать самому. Честно говоря, он смог меня заинтересовать и привлечь к полётам. Однако я не сразу решил учиться лётному делу. После некоторых раздумий я все же вернулся на аэродром и поднялся в небо еще раз. Ну а потом всё, меня это захватило… Цель поставлена – надо реализовывать! Так я и стал курсантом аэроклуба и прошел полный курс обучения на Як-52, спокойно занимаясь и обучаясь пилотажу в течении 3-х лет.

Вопрос:

Что было после того, как Вы окончили обучение лётному делу? Ведь Вы с 2011 года начали участвовать в национальных соревнованиях по самолётному спорту, как так вышло и в чём был Ваш интерес?

Ответ:

После обучения я уже неплохо летал на Як-52, овладел техникой пилотажа, в том числе и высшего, и мне конечно захотелось испытать себя. Где это еще можно сделать как не на соревнованиях? Поэтому я решил подать заявку на участие в чемпионате России. Поставил себе цель и взялся за её исполнение. Было нелегко, но интересно. С каждым новым соревнованием ты ставишь себе новые цели. С тех пор я не пропускаю чемпионатов России и областных в том числе. Тот, кто поставил себе цель научиться летать, может её воплотить в достаточно короткий срок, хотя многим со стороны кажется, что это недоступно или слишком сложно, но это реально!

Алексей Иванов, 2019 год, участие в чемпионате России по самолётному спорту, аэродром Дракино (г.о. Серпухов). Фото: Александр Серёгин при поддержке Canon Professional Service РУС
Алексей Иванов, 2019 год, участие в чемпионате России по самолётному спорту, аэродром Дракино (г.о. Серпухов). Фото: Александр Серёгин при поддержке Canon Professional Service РУС
Алексей Иванов, 2020 год, участие в Русских авиационных гонках, аэродром Дракино (г.о. Серпухов). Фото: Александр Серёгин при поддержке Canon Professional Service РУС
О самолётах

Вопрос:

Алексей, какие типы спортивных самолётов сегодня Вами освоены?

 

Ответ:

Большинство спортивных самолетов – Як-52, Як-55, Су-26 и Л-29. Те самолёты, которые есть в непосредственном доступе, и я могу позволить себе на них тренироваться.

Вопрос:

Какой Ваш любимый самолёт и почему?

Ответ:

Лично мне больше других нравится Су-26. Этот самолёт изначально создан под требования высшего пилотажа, и он способен выполнять практически все фигуры, какие можно придумать. Он надёжен, я думаю, скорее пилот сломается, нежели самолёт.

Вопрос:

Xtreme Air Sbach 342, Extra?

Ответ:

Эта техника есть в Дракино, частные Extra летали в сезоне 2020 года в Русских авиационных гонках. При возможности я планирую освоить и этот самолёт. Насколько знаю, после пилотажных Як и Су особых проблем с освоением Extra пилоты не испытывают. По Sbach 342 ничего сказать не могу, поскольку не осваивал его. Но возможно освою со временем.

Алексей Иванов, 2021 год, выступление на Як-55 во время авиашоу в Подмосковье (Балашиха), аэродром Чёрное. Фото: Александр Серёгин при поддержке Canon Professional Service РУС
Алексей Иванов, 2020 год, участие в Русских авиационных гонках, аэродром Дракино (г.о. Серпухов). Фото: Александр Серёгин при поддержке Canon Professional Service РУС
О проекте Русские авиационные гонки!

Вопрос:

Вы летали каждый сезон, принимая участие в чемпионатах страны, а в 2018 году состоялся проект «Русские авиационные гонки», организатором которого Вы стали вместе с Дмитрием Мотиным, расскажите, как Вы пришли к этой идее?

Ответ:

На этот проект меня и Дмитрия Мотина подтолкнул личный опыт участия в чемпионатах России по авиационному спорту и опыт зарубежных коллег из Red Bull Air Race World Championship. В рамках чемпионата страны нет такой дисциплины, как авиагонки, то есть полеты по воздушной трассе на время и с минимальным количеством ошибок. А ведь такие соревнования привлекают зрителей и интересны пилотам. Поэтому мы решили сделать свой российский проект национальных авиагонок и развивать его, привлекая все новых пилотов к участию в соревнованиях и расширяя географию мест проведения соревнований.

Алексей Иванов и Дмитрий Мотин, 2022, аэрором Чёрное (г.о. Балашиха)

Вопрос:

Любопытно узнать, каким Вы видели проект Авиагонок, когда только начинали его, и есть ли разница с тем, что представляют из себя «Русские авиационные гонки» сейчас?

Ответ:

Когда мы начинали проект, у нас не было даже пилонов! Это те самые штуки – ворота, через которые пролетают самолёты и делается отсечка времени прохождения дистанции. Но это было в 2018 году, а уже в 2019 году мы много чего поменяли и наладили, где-то подсмотрели у Red Bull Air Race World Championship. В частности, техзадание на изготовление пилонов взяли у них, а наша российская компания уже изготовила эти надувные конструкции, которые мы до сих пор и используем. В 2019 году соревнования проходили на аэродроме Дракино в Серпухове. А уже в 2022 году у нас прошли авиагонки в Нижнем Новгороде, Калуге и Волгограде! Я считаю это успехом. Кстати, в 2022 году кроме поршневых самолётов в гонках приняли участие и реактивные самолет Л-29 «Альбатрос» в своём зачете, конечно.

Вопрос:

Любые международные соревнования имеют жесткие правила (регламент), состав участников и их количество, формируемый ежегодно календарь гонок. Расскажите, в Авиагонках есть что-то подобное – календарь с воздушными «трассами» на сезон, например?

Ответ:

С правилами можно познакомиться на нашем сайте, они глобально не менялись. Конечно, были корректировки, например, добавлена дисциплина с реактивными самолётами. Состав участников стабильный, но с каждым годом появляются новые лица, чему мы естественно рады.

Календарь этапов у нас также есть: отражаются площадки для проведения авиасоревнований на каждый год. Не все цели ещё достигнуты нами, но мы стремимся к воплощению всех наших идей, в частности, желаем выйти на такой уровень организации, чтобы в составе календаря присутствовали порядка шести этапов Русских авиационных гонок. Сейчас эта цифра меньше. В 2022 году мы провели соревнования на четырех площадках – аэродром Чёрное в Балашихе, Московская область, Калуга, Нижний Новгород и завершили сезон полётами в Волгограде. Этап в Волгограде был у нас презентован впервые и прошёл с большим размахом и лестными отзывами зрителей! Мы остались довольны, первый блин не вышел комом в нашем случае!

 

Алексей Иванов, 2019 год, участие в чемпионате России по самолётному спорту, аэродром Дракино (г.о. Серпухов). Фото: Александр Серёгин при поддержке Canon Professional Service РУС
Алексей Иванов, 2020 год, участие в Русских авиационных гонках, аэродром Дракино (г.о. Серпухов). Фото: Александр Серёгин при поддержке Canon Professional Service РУС

Вопрос:

Что самое сложное в организации Авиагонок и как Вы с этим справляетесь?

Ответ:

Не могу сейчас выделить что-то конкретное, сам процесс организации сложный, тут нет менее или более значимых деталей, все аспекты очень важно проработать, поскольку это экстремальный вид спорта и требует соответствующего внимательного подхода к организации. Но если взглянуть глобально на весь проект «Русских авиационных гонок», то самое сложное было начать его! Решиться создать авиагонки и направить все силы на реализацию этого дела, вот это да, действительно было сложно. А дальше уже пошла работа, вижу цель – надо её достигать.

Вопрос:

Сейчас межсезонье, зима 2022-2023 годов, чем живут пилоты, авиатехники Русских авиационных гонок в этот период?

Ответ:

В межсезонье ребята без дела не сидят. Это относится и к пилотам, и к механикам. В основном, конечно, люди работают, поскольку у каждого своя профессия в быту, но и о полётах зимой не забывают! В зимний период летают, что называется «по погоде», если метеорологические условия позволяют. Авиагонки, конечно, в зимний период не проводятся, поскольку это небезопасно. Технические сотрудники работают над самолётами – обслуживают их, готовят технику к новому сезону авиасоревнований.

Вопрос: 

Расскажите, пожалуйста, подробнее об участниках Авиагонок, как он формируется, из кого состоит, постоянный состав или меняется?

Ответ:

Основной критерий отбора пилотов для участия в авиагонках – профессионализм и наличие опыта спортивного пилотажа. В составе пилотов «Русских авиационных гонок» есть немало спортсменов-победителей и призеров чемпионатов России. Кто-то более известен, а кто-то чуть меньше, но проект авиагонок даёт всем равный шанс проявить себя и стать победителем в очередном сезоне!

Вопрос: 

Насколько Авиагонки открыты зрителям? 

Ответ:

Проект «Русские авиационные гонки» расположен к зрителям настолько, насколько это возможно в имеющихся условиях. Например, мы проводим процедуру награждения при зрителях, каждый может наблюдать победителей и призеров воочию. Не везде это удается: самолёты часто взлетают на отдалённой площадке, в 10-20 км, и не всегда можно приземлиться там, где находится публика, и поприветствовать её. Но, например, на аэродроме Чёрное в Московской области на ежегодном фестивале «Небо» это возможно, а в Нижнем Новгороде – нет, так как трасса проходит над Волгой, а зрители наблюдают с набережной.

Вопрос:

А что можете рассказать о зрительском интересе и популярности Авиагонок? И что, по Вашему мнению, нужно сделать, чтобы Авиагонки стали национальным видом спорта и привлекли к себе большее количество зрителей?

Ответ:

С каждым мероприятием о нас узнает всё большее количество людей, и количество зрителей увеличивается. Чем больше будем летать, тем больше о нас будут узнавать, а мы — радовать людей полётами!

На самом деле, с каждым годом в России становится всё больше и больше любителей лёгкой авиации. Это видно невооружённым взглядом. Поэтому интерес к авиации есть, в том числе, я полагаю, и к спортивной тоже.

Но для того, чтобы интерес стал действительном широким, и было много зрителей на соревнованиях, нужно освещать в новостях, на ТВ, в публикациях медиа и показывать людям, насколько этот вид спорта интересный. Проводить больше авиашоу, чтобы соревнования перекликались с другими авиационными мероприятиями. Мы пытаемся это делать и работаем в этом направлении.

В частности, даём онлайн-медиакартинку с трансляцией соревнований в социальных сетях, в планах установка видеокамер в кабины пилотов с прямой трансляцией происходящего во время соревнований.

 

Алексей Иванов, 2020, интервью во время этапа Русских авиационных гонок в июле на аэродроме Дракино (г.о. Серпухов). Фото: Александр Серёгин при поддержке Canon Professional Service РУС
Алексей Иванов, 2020, интервью во время этапа Русских авиационных гонок в июле на аэродроме Дракино (г.о. Серпухов). Фото: Александр Серёгин при поддержке Canon Professional Service РУС

Вопрос:

Какая авиационная техника в основном используется в Русских авиационных гонках?

Ответ:

В Русских авиационных гонках принимали участие разные спортивные самолёты. Это и Як-55, с его модификацией СП-55, это Су-26, Су-26М, Су-26М2, Су-29, иностранные Extra. Наиболее часто используемый тип — это, конечно, Як-55, можно сказать это основа «Русских авиационных гонок», его используем чаще всего. Для авиагонок нужен баланс между скоростными и акробатическими характеристиками спортивного самолёта. Су-26 используется реже, поскольку к дальним перелётам этот тип спортивного самолёты менее расположен, в отличии от Як-55. Авиагонки базируются на аэродроме Дракино, в Серпухове Московской области, а некоторые этапы авиагонок проводятся в Волгограде, Нижнем Новгороде, то есть достаточно удаленно от базы, что создаёт некоторые логистические затруднения. Но когда Су-26 принимают участие в соревнованиях, то они находятся в равных условиях, поскольку двигатели установлены одинаковые. Поэтому в соревнованиях большую роль играет пилот и его мастерство. Кто-то летает круче, кто-то спокойнее, но побеждает сильнейший.

 

Вопрос:

Как устроен процесс подготовки самолетов в Авиагонках? Вы сами готовите их к пилотажу или есть команда техников?

Ответ:

У нас есть команда квалифицированных авиатехников, которые занимаются предполётной подготовкой самолётов. Также они работают в межсезонье, готовят технику к новым полётам. Подготовка самолётов занимает много времени и требует концентрации. Механики занимаются частичной разборкой самолётов, проверяют все узлы и системы. Это глубокая работа, особенно в зимний период.

 

Вопрос:

Чтобы Вы хотели бы улучшить в ближайшем будущем в Авиагонках, может, уже есть какие-то планы? Фристайл добавить, например?

Ответ:

Фристайл — это всё же другое направление, у нас основное — это спортивная составляющая, соперничество на гоночной воздушной трассе среди самых отважных пилотов, решившихся принять участие в проекте «Русских авиационных гонок». Но мы сейчас плотно обдумываем организацию авиасоревнований с элементами шоу, что так любит зритель. То есть между лётными «заездами» зрители не должны скучать, а в небе постоянно должно происходить нечто, привлекающее их внимание. Для этого мы создали в 2022 году на базе состава пилотов авиагонок пилотажную группу «Звезда»! Будем показывать шоу с элементами высшего пилотажа! Помимо этого, возможно будут какие-то проекты с показами старинной авиатехники.

 

Вопрос:

Можете рассказать подробнее о пилотажной группе «Звезда»? 

 

 

Ответ:

Участники группы — это пилоты «Русских авиационных гонок». Группа базируется на аэродроме ДОСААФ в Дракино в городском округе Серпухов Московской области. В составе группы четверка поршневых самолётов, оснащённых дымовыми системами. Это Як-55 и его модификации, Су-26, Су-29. Состав может меняться, пока работаем над этим вопросом. Презентация группы в небе была в 2022 году. Это и год создания пилотажной группы, и год первых выступлений. Первое было 9 мая 2022 года в Нижнем Новгороде, а второе осенью на закрытии сезона авиагонок в Волгограде. Группа уже показала выполнение в плотном строю пилота в конфигурации «Ромб», сделала петлю Нестерова и 3/4 косой петли. Ну и конечно отработали роспуск — «Тюльпан». В будущем надеемся принимать участие в авиапраздниках, шоу и выступать на различных мероприятиях.

 

Вопрос:

Следите ли Вы за выступлениями коллег в пилотажных группах?

 

 

 

Ответ:

Конечно, я и мои коллеги по авиагонкам наблюдаем за пилотажными группами, которые можем наблюдать. Анализируем и сравниваем. В целом мир авиации тесен, и мы стараемся друг друга поддерживать. Конкретно «Русские авиационные гонки» контактируют с пилотажной группой из Калужской области под названием «Реакторы», которая базируется на аэродроме «Орешково». Они летают на реактивных пилотажных самолётах Л-29 «Дельфин», и как раз их выступление можно наблюдать в дисциплине реактивные самолёты в рамках проекта «Русские авиационные гонки».

 

Вопрос:

Есть ли в мировой практике у вас конкуренты? И не было ли желания пригласить к участию в Авиагонках кого-то из-за рубежа?

Ответ:

Да, такие планы есть, во-первых, хотелось бы провести мировой чемпионат по авиагонкам, во-вторых, было бы интересно пригласить кого-то из пилотов уже закрытого проекта Red Bull Air Race World Championship, может кого-то ещё и профессионалов, чтобы соревнования стали ещё более интересными для публики. В будущем это возможно, будем работать над этим.

 

Вопрос:

Планы на 2023 год для Авиагонок уже сформированы, можете ими поделиться?

Ответ:

Пока все планы находятся на согласовании, информация будет чуть позже, к началу лётного сезона. За последнее время мы провели серьёзную работы с Министерством спорта Российской Федерации и создали Федерацию авиационных гонок России. Теперь авиагонки в России — это отдельный вид спорта, имеющий регистрацию в Министерстве спорта России.

 

Алексей, большое спасибо за уделённое время!

Интервью подготовил Александр Серёгин, Главный редактор АНО «Международное агентство спортивной фотографии АСППА ИМАДЖЕС», АВИА ИМАДЖЕС, 2023

Автор фотографий: Александр Серёгин

Выражаю благодарность за помощь в организации интервью Ксении Гринберг, пилоту-участнику «Русских авиационных гонок». За помощь в работе с текстом — Ирине Балашовой.

«Русские авиационные гонки» в сети Интернет:

Сайт Авиагонок — https://russianairrace.ru/

Авиагонки Вконтакте — https://vk.com/russianairrace

Федерация Авиагонок — http://vfag.ru/

Прокрутить вверх